Командировка в Галлодет
Недавно в США побывала заведующая кафедрой сурдопедагогики МПГУ профессор Екатерина Григорьевна Речицкая. Редакция обратилась к ней с просьбой поделиться впечатлениями от посещения Галлодетского университета и школ для глухих.
Я посетила Галлодетский Университет для глухих в апреле 2002г (15-20) по приглашению Директора Международного Центра образования неслышащих профессора Роберта Моблея.
Эта возможность была мне предоставлена благодаря усилиям нашего студента Котенева Владимира, который находился там, на педагогической практике и проходил стажировку на кафедре права. Господин Моблей позже отметил, что готовы принять 20 и даже 100 таких студентов (работоспособных, подготовленных, творческих как Владимир Котенев).
В программу моего пребывания входило посещение самого Галлодетского Университета, некоторых его структурных подразделений, средней школы при Университете, в которой осуществляется обучение старшеклассников из разных уголков США в целях подготовки к поступлению в Галлодетский Университет; одной из старейших школы для глухих детей (г. Фредерик), а также чтение лекций для студентов и преподавателей на тему: «Новые тенденции в обучении глухих в России».
В Галлодетском Университете обучается свыше 20 тыс. студентов с нарушениями слуха из 35 стран, которые проходят подготовку по широкому кругу гуманитарных специальностей. Кроме учебной работы, проводятся научные исследования (есть специальный научно-исследовательский институт).
Как сказал в беседе со мной директор Галлодетского научно-исследовательского института Майкл Карчмер, последняя тема, которой они занимаются, - это социологическое исследование по определению количества семей, имеющих детей с нарушениями слуха, и отдельно с глухими и слышащими родителями.
Галлодетский Университет произвел благоприятнейшее впечатление. Он поражает грандиозностью своих масштабов: сразу в одном месте на огромной территории расположен громадный комплекс, где успешно решаются проблемы высшего многоуровневого гуманитарного образования глухих. Это большая библиотека, конференц-зал, гостиница, многоэтажные корпуса общежитий, огромный трехъярусный (один ярус - подземный) гараж (поскольку глухие приезжают на собственном транспорте со всех концов США), собственный магазин, почта, дом прессы, жилые дома для сотрудников, в т.ч. для семьи президента Галлодетского Университета.
Очень важна реализация комплексного подхода в котором сочетается учебная и научно-исследовательская деятельность большого коллектива преподавателей и научных сотрудников.
Великолепна оснащенность учебного процесса, прежде всего компьютерной техникой, имеющейся во всех офисах и службах. Этой техникой могут пользоваться все студенты, в т. ч. и для выхода в интернет.
Поражает открытость Университета, поскольку в нем могут обучаться не только глухие граждане США, но и из разных стран мира. Правда, это довольно дорогое удовольствие для россиян - 20 тыс. долларов в год, для американцев – З тыс. долларов, и за них как правило, платят органы социального обеспечения (к слову сказать, одни сутки проживания в гостинице Галлодетского Университета стоят 240 долларов). Вследствие этого многие вынуждены работать, т.е. сочетать учебу с работой, как делал наш студент В. Котенев.
Мне была предоставлена возможность встречи с целым рядом руководителей Университета (во многих случаях переводчиком для меня был Владимир Котенев, который в совершенстве овладел американским разговорным и жестовым языками).
Прежде всего - это встреча с президентом Кингом Джорданом (это первый в истории Галлодетсткого Университета президент, имеющий нарушения слуха); деканом факультета сурдопедагогики Р. Лайтлом; директором института научных исследований Майклом Карчмером, зав. кафедрой права д-р Рослин Розен (глухая) и коллективом кафедры (где меня расспрашивали о правах глухих в России).
Для преподавателей и студентов я прочитала лекции на темы «Современные тенденции обучения глухих детей в России», «Высшее гуманитарное образование молодежи с нарушениями слуха в России» (из опыта работы кафедры в Московском Педагогическом Государственном Университете). Лекции прошли с большим успехом.
Наши уважаемые коллеги ничего не слышали о верботональной системе обучения и интересовались у меня, где у них в Америке (в каком штате) используют данный метод обучения. (Обучение в самом университете ведется с помощью жестовой речи).
При обсуждении выступила одна россиянка, учившаяся в 101 школе Серафима Гроссман, очень ратовавшая за нашу российскую систему обучения, в которой ее учили говорить устно. Она просила передать привет директору школы С. Я. Кривовязу и своим бывшим учителям (что я с удовольствием делаю через вашу газету). Она выразила пожелание, чтобы ее неслышащего ребенка учили в США не только жестовой, но и устной речи. Вот такая неожиданная встреча и горячая поддержка отечественной коммуникативной деятельностной системы обучения была продемонстрирована на другом конце нашей планеты.
В Галлодетском Университете преподают как слышащие, так и глухие педагоги (примерно 50 на 50); слышащие обязаны владеть жестовой речью.
Руководство Университета предоставило мне возможность посетить две школы для глухих детей. Сначала я посетила одну из самых знаменитых школ - Мэрилендскую в г. Фредерик, где используется билингвистическая система обучения, изучают на выбор два иностранных языка (президент и директор школы, кстати очень милая женщина, глухая), ученики между собой и с учителями на уроках и вне общаются только жестовой речью. Многие выпускники школы учатся в Галлодетском Университете.
Я присутствовала на открытом уроке в 7 классе, который давал Владимир Котенев, он рассказывал американским школьникам об истории России, о русской революции 1917г. и ее вожде В.И. Ленине С просмотром диапозитивов. В ходе урока кто-то из учеников поинтересовался сколько школ для глухих в России, Володя Котенев тут же устной речью спросил об этом меня. Ребята были просто удивлены: «Как?! Вы умеете говорить и устно?! Как жаль нас этому не учат!»
Думаю, что это очень поучительный факт для сторонников билингвистического подхода как говорится в известной пословице «устами младенца глаголет истина». Хотя я не являюсь противником этого метода. Глухие люди, как и слышащие, должны иметь право выбора в образовании. И хорошего переводчика нам очень не хватает в вузовском образовании. Вторая школа, которую я посетила, находится при Галлодетском Университете. Там учатся старшеклассники. Кроме того при этой школе есть интегрированные группы для детей дошкольного возраста, в которых находится примерно равное количество детей с нормальным и с нарушенным слухом. С детьми в этих группах проводится слухоречевая работа.
Наряду с широким использованием билингвистического метода и интегрированным обучением слабослышащих со слышащими, все увлечены идеей кохлеарной имплантации (уже сделано большое количество операций). Эту операцию делают глухим в США бесплатно, но целенаправленной работы с теми, кому сделана эта операция, мне увидеть не удалось.
В школах я увидела работу по развитию творческих способностей детей и была очень рада встретиться и пообщаться с педагогами-единомышленниками.
Руководителем Владимира Котенева в школе была именно такая учительница, которая выразила желание побывать в России и познакомиться с русской системой обучения.
При обсуждении вопросов о возможном сотрудничестве возникло ряд проблем, главные касались материального положения российских студентов (одна дорога стоит 500 долларов) и знания английского языка.
В настоящее время наши студенты изучают английский язык и те из них, кто захочет посетить Галлодетский Университет, я думаю, приложат усилия, чтобы знать язык лучше.
Думаю все-таки можно будет продолжить этот разговор относительно возможной ознакомительной 2-х недельной стажировки студентов, аспирантов, молодых преподавателей. Американские студенты могут приезжать к нам летом в лагеря труда и отдыха в качестве волонтеров. Сам Господин Р. Моблей выразил желание побывать в России в ноябре-декабре 2002г.
Любые новые впечатления, знания, знакомства обогащают человека. Это дает возможность увидеть новые перспективы деятельности. Появились такие задумки и у нас.
Пользуясь случаем передаю приветы от американских коллег, от президента Галлодетского Университета российским коллегам, председателю МГО ВОГ Базоеву В.З., президенту ЦП ВОГ Смальцеру В.П.
Екатерина РЕЧИЦКАЯ
"Мир глухих"
23.01.2002