DeafNet
Для глухих, слабослышащих и всех  /  Общество глухих
Распечатать

Погружаясь в прошлое

Итак, нам девяносто… А быть может и больше, смотря как вести отсчет. Мы много писали о С. - Петербургском училище глухонемых, но вот я сейчас сижу над материалами старейшего, открывшегося в 1860 году, Московского Арнольдо-Третьяковского училища, рассредоточенным по разным фондам Центрального Исторического архива Москвы, и погружаясь в прошлое, вижу что очень многие виднейшие люди нашего города, ее почетные граждане, представители купечества, Московская городская Дума, управа и все учреждения, которым по долгу службы положено было «споспешествовать», то есть содействовать развитию, поддерживать училище, делали это с душой, величайшим старанием, с истинно русской (потерянной сейчас?) широтой и размахом. Жертвовали средства на постройку, ремонт училищных зданий, на специальные стипендии для глухих детей из бедных семей, ведь обучение с проживанием обходилось 300 руб. в год, а это по тем временам (конец XIX-го - начало XX-го века) – огромная сумма для людей «простого звания».

В училищный совет, в Благотворительное общество при училище, основанное в мае 1905 года, входили виднейшие и уважаемые люди, такие, как купец, один из братьев Бахрушиных, как знаменитый врач П. Боткин. Возглавлял общество князь А. Щербатов, московский генерал-губернатор, а после его смерти, сменил его Н. Гучков, тот самый, что был позже, после Февральской революции во Временном правительстве….

Весьма и весьма немалые суммы оставлялись по завещанию богатейшими людьми города тому или иному надежному банку, с тем, чтобы на проценты с капитала обучалось несколько глухонемых детей, и не только обучалось, а дети эти были на завещаемые средства одеты - обуты и накормлены. Все подчинялось главной цели: «чтобы сии нещастные не были впоследствии бременем общества», то есть, чтобы стали грамотными, толковыми, получили профессию. При обучении ремеслам (столярному, слесарному, типографскому, швейному и др.) старались не просто дать профессию, а «верный кусок хлеба», то есть такое мастерство, чтобы не наравне со слышащим столяром (слесарем и пр.) работал столяр глухой, а – на порядок выше, потому что в этом случае слышащий заказчик пойдет к тому, «кто мастеровитее», уже не взирая на глухоту. Девочек учили домоводству и «женским рукоделиям», о здоровье детей заботились постоянно: в делах подшиты счета из аптек и больниц, из больниц потому, что там лекарства дешевле…

А один аптекарь предложил выставить кружки для сбора пожертвований на училище и многие владельцы магазинов поступали также. В лечении помогали известнейшие профессора: С.С. Преображенский (старший) – отоларинголог, знаменитый глазной доктор – профессор К. Снегирев. К девочкам для осмотра и лечения приглашались женщины-врачи, так тогда было принято. Все эти доктора лечили бесплатно.

Можно подумать, что благотворительность была у всех этих людей в крови… Они были верующие, а творить благо – наипервейшая задача.

Куда все это делось? Деньги – экспроприировали из банков во время революции… А в банках хранились деньги тех, кто их заработал и экспроприацию проще назвать воровстовм. У кого отняли? У глухих детей. Для чего? Зачем?

Теперь, наконец, поняли, что революционер – плохая профессия, что ломать – не строить… Но здание училища отнято, а их было несколько и деньги украдены, иного слова нет…

Алла СЛАВИНА
"Мир глухих"

02.11.2002

Профессор и руководитель билингвистического лицея Зайцева Г.Л. вернулась к деятельности.

Профессор и руководитель билингвистического лицея Зайцева Г.Л. полгода назад попала в автокатастрофу. Джип, на котором ехала Галина Лазаревна, при обгоне ...

Если случилась беда…

На днях произошел малоприятный инцидент с глухим человеком, которому среди ночи срочно понадобилась безотлагательная помощь. Звоня во все двери своих ...