Общество глухих

Гармония звуков – гармония чувств

В привычном представлении мир звуков воспринимается органично. И лишь столкнувшись с глухой стеной, отделяющей человека от возможности слышать, ощущаешь, что жизнь без общения меркнет, теряет смысл. Как жить в мире, где отсутствуют звуки? И не просто жить, а стараться быть счастливым. Об этом наш разговор с директором коррекционной школы-интерната II вида Умукусум Магомедовой.

- От слабости слуха зависят развитие речи и интеллектуальные способности ребенка, - рассказывает У. Магомедова. - Поэтому в нашей школе учебный процесс строится так, чтобы из стен интерната выходили социально адаптированные личности. За годы своей деятельности коллектив целенаправленно реализует программу, направленную на реализацию потенциальных возможностей слабослышащих учащихся. И сегодня адаптация каждого из учеников - главная победа наших педагогов, которые творчески подходят к образовательному процессу.

Но проблемы все же существуют. И в первую очередь финансовые: учебно-материальная база не отвечает современным требованиям. Несмотря на трудности, большое внимание уделяется особо одаренным детям со всей республики, хотя школа считается муниципальной. Есть у нас и серьезные победы. Вот недавно девочка из Гумбетовского района после третьего класса обучения была переведена в обычную школу, хотя поначалу считалась отстающей ученицей.

Всего в коррекционной школе азы науки познают двести учеников. Но их могло бы быть и гораздо больше. Но для этого надо во дворе школы построить еще одну типовую школу, на базе которой можно было бы открыть производственные мастерские. Об этом мечтает весь педагогический коллектив.

Другая немаловажная проблема – учебники. Младшим классам приходится заниматься по старой программе, разработанной аж в 80-х годах прошлого века. А специализированные учебники не переиздаются. Заклеенные и прошитые, они переходят из поколения в поколение. А в последнее время наши ученики вообще вынуждены заниматься по букварям общеобразовательной школы. Ученикам старших классов родители приобретают учебники самостоятельно.

- Сегодня мы выполняем большой объем работы, - продолжает Умукусум Магомедова, - и дальнейшее образование учащихся не ограничивается только стенами нашей школы. Выпускники поступают в специализированные колледжи для слабослышащих за пределами республики. Регулярно поступают письма–запросы из Московского технического института, института им. Баумана, в котором учатся двое наших выпускников. Согласитесь, это хороший результат.

-А как вы относитесь к тенденции, когда многие родители отдают своих детей с нарушениями слуха в обычные школы?

– Вопрос сложный. Конечно, понять родителей можно. Но они не учитывают тот стремительный темп, который наблюдается в обычной школе. Ребенку с нарушением слуха физически невозможно успеть все схватывать на лету. У него обязательно начнутся проблемы, и не только в образовании. Будем откровенны, дети, как правило, довольно жестоки. И если они видят, что среди них находится сверстник с физическим недостатком или, например, со слуховым аппаратом, они, скорее всего, будут обижать его. Если ребенок не обладает сильным характером и не может постоять за себя, тогда кроме проблем, связанных со слухом, он приобретет еще и психологические, личностные. А это может привести к непредсказуемым последствиям. Нет, к такому шагу наше общество, к сожалению, пока не готово. Слабослышащие дети гораздо лучше себя чувствуют, если находятся в привычной для себе среде, где все изначально равны. Тогда исчезает и проблема общения: дети разговаривают друг с другом на понятном им языке. Но самое главное – в нашей школе индивидуальный подход к каждому ребенку, душевная теплота и любовь.

- Так, все глазки закрыли. Сейчас я расставлю цифры в неправильном порядке, а вы запишите их верно, - озвучивает задание педагог Светлана Барбулат. И вот Рамазан уже у доски. Задание выполнил, но уходить не торопится, требует следующего вопроса. – Ты у меня сегодня умничка, но я должна опросить и других, - убеждает его педагог. В подготовительных классах дети-дошкольники учатся выделять математические признаки окружающего мира. Таким образом учителя формируют умение отличать предметный мир по существенным признакам: количеству, величине, форме. У детей формируется система математических эталонов.

Немаловажную работу с детьми ежедневно проводит сурдопедагог Меседо Шейхова. Во время занятий ребенок учится правильно произносить звуки, усиливается его слуховое восприятие, развивается речевое дыхание, тембр голоса, формируются навыки чтения с губ.

Особое место в школе занимает воспитательный процесс. Кружки по интересам и спортивные секции - излюбленные занятия учеников. Так, Казим Магомедкасимов и Хусейн Яшидов стали чемпионами Европы по вольной борьбе. И это серьезный стимул для дальнейшей работы.

В коррекционной школе для слабослышащих педагогический коллектив ставит перед собой сегодня серьезные задачи и добивается основного результата – выпустить из стен школы социально адаптированную личность. А это самое главное.

http://www.dagpravda.ru

16 января 2012 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 24.01.2012 15:44
It's imperative that more ppleoe make this exact point.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь