Общество глухих

Эволюция леонгардовца

Позвольте представиться: я - из "леонгардовцев". Споры вокруг этой системы ведутся уже десятилетия, как и в любой другой, у нее есть сторонники и противники. Главная фишка в том, что у меня оба родителя - с нарушением слуха, отец глухой, мать - слабослышащая, оба достаточно известные люди в среде неслышащих, среди которых, как известно, леонгардовцы не в фаворе. Особенно это относится к матери, которую многие знают как сурдопереводчика и организатора различных мероприятий для неслышащих.

Родился я в городе Ульяновске, где и жил до трех лет. Главную роль в становлении моего жизненного пути сыграла моя слышащая бабушка - кандидат педагогических наук, доцент. Своего глухого сына, моего отца, она обучала, сама того не подозревая, по системе Леонгард. Много позже, когда уже лично встретилась с Э.И. и ознакомилась с ее методиками, она с удивлением констатировала, что они мыслят на одной "волне". Однако, мой отец все-таки учился в школе глухих г. Ульяновска, хотя с ним много занимались дома, и он достаточно прилично владеет устной речью.

Вернемся ко мне. Обнаружив у меня серьезный недостаток слуха, со мной сразу стали заниматься, используя доступную литературу и опыт работы бабушки с моим отцом. В результате уже в три года в местном детском саду для глухих детей сказали, что мне у них делать нечего, так как я уже давно все умел и знал, даже то, что входило в программу начальных классов местной школы глухих. Значит, нам один путь - ехать в Москву.

Опущу подробности, как переезжали и обустраивались. В скобках - не взяли в «микаэльяновку», из-за слуха. Главное - я попал в детсадовскую группу детей-леонгардовцев. Затем последовали три года в обычной школе, где мы были интегрированы, как спецкласс. После этого последовал перевод в обычную массовую школу, которую и закончил.

Теперь о моих личных взглядах на эту систему. В детском саду и в школе нам часто доставалось за то, что "говорили руками", хотя это были вполне обычные эмоциональные жесты, которые и слышащие дети используют. Особенно косо смотрели в этом плане на меня, считая, что я учусь этому у моих родных, хотя в моем присутствии родители никогда не пользовались жестовой речью.

Да и сами мы были так вышколены, что с отвращением смотрели на "этих", которые "не умеют говорить, только махать руками". В эмоционально-личностном плане мы задерживались в развитии, так как акцент был именно на развитие и культивирование устной речи. Я могу это утверждать, потому что потом долго не мог уловить нюансов межличностных отношений в дружбе, и друзей из числа слышащих, разумеется, так и не завел. Кстати, со слов моей матери, родители моих однокашников категорически не соглашались расширять рамки заданных внеклассных занятий, несмотря на ее советы, считая, что это может навредить детям. В отличие от них, у меня был достаточно широкий диапазон различных занятий, все это благодаря моим родителям.

Сейчас мне даже стыдно вспоминать, что на друзей моих родителей я посматривал косо, из-за вбитого предубеждения против жестовой речи. Начал осваивать жестовую речь только когда поступил в МПГУ, ведь так и не получилось стать «своим» в среде слышащих. Как верно заметил Паленный в статье "В поисках своего Я", в нашей стране (в результате десятилетий государственной политики, направленной на то, что "инвалидов у нас нет") отношение слышащих к неслышащим в абсолютном большинстве в лучшем случае терпимое, а в ряде случаев и откровенно неприязненное. Именно с этим я и сталкивался в школе, ведь подростки особенно жестоки к тем, кто "не такие".

Среди неслышащих мне потребовались годы на то, чтобы стать среди них своим, ведь мало просто владеть жестовой речью, надо еще и погрузиться в их мир. Мне это, считаю, удалось, и я воспринимаю это как достижение. А со слышащими теперь у меня другое поведение. Если до этого я из кожи вон лез, чтобы стать среди них "своим", то теперь мне глубоко плевать на их отношение к моему «ограничению», и я просто воспринимаю все как должное, адекватно реагируя на их поведение. Cтараюсь только говорить получше, ведь моя устная речь сопровождается сильным акцентом, и далеко не всем слышащим она понятна.

Глядя на других моих однокашников и вообще леонгардовцев, не могу при всем желании утверждать, что хоть кто-то из них полноценно интегрирован в общество слышащих. Как бы они сами ни утверждали обратное. И я не хотел бы, чтобы мой ребенок (он тоже с нарушением слуха) учился по этой системе.

Яков Головчинер

на фото - автор статьи
voginfo.ru

13 января 2012 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 13.01.2012 22:00
Очень печально,что Вы не цените свое умение говорить пусть даже в магазине.Глухие очень завидуют тем,кто может говорить.
Пользователь
Гость 13.01.2012 22:23
Речь идет не о том, что автор не ценит владение речью, а о том, что ему пришлось испытать и чем это закончилось - полный возврат в социум глухих, из которого нет входа. Печально.
Пользователь
Гость 13.01.2012 22:23
Простите, вЫхода.
Пользователь
Гость 13.01.2012 23:18
Браво! Правдивая биография и реальные факты. У меня есть знакомый тоже леонгардовец, терь он ни рыба ни мясо. Как в анекдоте в России он еврей, а в Израиле русский.
Пользователь
Гость 14.01.2012 15:17
Проблемы с интеграцией есть даже не только у леонгардовцев, но и у позднооглохших. Мне повезло, я по характеру необщительная. Можете ли поверить, если говорить об общении вживую в реале, то я общаюсь только с родными и коллегами по работе, которые старше меня лет на 20-50. И все! И ничего, не жалуюсь, довольная и этим. А чужих я не люблю, и очень стесняюсь.
Пользователь
Гость 14.01.2012 15:31
МОЛОДЧИНА,ЯКОВ,ЗА ПРАВДИВУЮ ОТКРОВЕННОСТЬ.ПОДДДЕРЖИВАЮ ТЕБЯ,ЧТО ОСВОИЛ ЖЕСТОВЫЙ ЯЗЫК,А РЕЧЬ С АКЦЕНТОМ,НИЧЕГО СТРАШНОГО.МОИ ДЕТИ ГОВОРЯТ С АКЦЕНТАМИ И РАБОТАЮТ СРЕДИ СЛЫШАЩИХ,ГДЕ ВСЕ НОРМАЛЬНО.ТЕПЕРЬ РАСТЕТ ВНУК С НЕДОСТАТКОМ СЛУХА И ВОСПИТЫВАЕТСЯ В ДСАДУ НЕДАЛЕКО ОТ М.УНИВЕРСИТЕТА.СЧИТАЮ,МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ ЛЕОНГАРДЦЕВ ЛУЧШЕ ОСВАИВАТЬСЯ СРЕДИ СВОИХ,А НЕ В МАССОВЫХ ШКОЛАХ.КАК ГОВОРИТСЯ"ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ...."
Пользователь
Гость 14.01.2012 17:37
Эволюция леонгардовца наоборот.
Пользователь
Гость 15.01.2012 00:13
Я по жизни знаю, что владение жестами и устной речью, пусть и со специфическим акцентом, не мешает в развитии, это все равно как знать в совершенстве английский, немецкий или другой язык мира, но от этого ты иностранцем не становишься! Так почему надо стесняться говорить и думать так, как нам удобно? Понимаю, что в магазине или в любом другом общественном месте мы обращаемся с какой-то просьбой исключительно в устной форме, некоторые, особо "стеснительные",в письменной... Жизнь по-неволе нас заставляет адаптироваться в общепринятой среде: учеба, работа, путешествия и многое другое способствует интеграции в обществе слышащих, хотя до конца мы для них будем "другими", как и они для нас, всё взаимно!
Пользователь
Гость 15.01.2012 16:11
ах, Головчинер! ты меня удивил... с однщй стороны ты хорошо написал о себе. очень интересно.
я леонгардовка... работаю в обычной фирме..все под меня постраиваются.. )) со смехом споминаю как я переживала, что не слышу.. про глухих не вспоминаю.. только по праздникам дня инвалидов.. муж был глухим, подруги есть глухие...
самое главное мне быть самой собой.. кончно становление личности это сложный процесс, есть ошибки и достижения в юном и зрелом возрасте.

помните одну вещь, дорогие леонгардовцы. ищите свою нишу где вы можете жить... а то что вы стали леогрардрцем-это не высоко и не ниже жестовиков глухих. самая сильная сторона леонгардова, что может общаться со слышащими без переводчика и бумажек))и читать с губ

щастья вам и успехов всем и Якову
Ви, однокурсница Алены Константиновой
Пользователь
Гость 15.01.2012 16:12
Пардон за ошибки))
Ви
Пользователь
Гость 15.01.2012 18:21
Ви, это от волнения. Такие ошибки характеризуются о Вас как нервной и легковозбудимой. Все бывает. Леонгардовцы бывают разные. Есть такие, что в конце концов не могут адаптироваться в мире слышащих, а есть, которые, видя жесты, сгораются как вампиры при солнечном свете.
Пользователь
Гость 15.01.2012 23:55
я оглохла в 13 лет,окончила школу для слышащих,мы с мамой просто не представляли себе что есть спецшколы.
в 16лет поступила в Лениградский Востановительный Центр(в Павловске)научилась ЖЯ и великолепно чувствовала себя среди глухих и слабослышащих.
судьба так распорядилась ,что вышла замуж за слышашего не смотря на то что совсем оглохла.читаю с губ и помогает аппарат слуховой и проработала 30лет среди слышащих.иногда встречаюсь с глухими друзьями,жесты правда подзабыла,НО! самое интересное ,что я и среди слышащих и среди глухих как рыба в воде.
Мне кажется нужно знать любую систему,умный использует все для пользы дела.
Окончила МГПУ,преподаю и у глухих и у слышащих. Ирина-Птичка. С любовью ко всем!!!
Пользователь
Гость 15.01.2012 23:55
я оглохла в 13 лет,окончила школу для слышащих,мы с мамой просто не представляли себе что есть спецшколы.
в 16лет поступила в Лениградский Востановительный Центр(в Павловске)научилась ЖЯ и великолепно чувствовала себя среди глухих и слабослышащих.
судьба так распорядилась ,что вышла замуж за слышашего не смотря на то что совсем оглохла.читаю с губ и помогает аппарат слуховой и проработала 30лет среди слышащих.иногда встречаюсь с глухими друзьями,жесты правда подзабыла,НО! самое интересное ,что я и среди слышащих и среди глухих как рыба в воде.
Мне кажется нужно знать любую систему,умный использует все для пользы дела.
Окончила МГПУ,преподаю и у глухих и у слышащих. Ирина-Птичка. С любовью ко всем!!!
Пользователь
Гость 16.01.2012 06:37
Я сама слабослышащая с 5 лет и как себя помню всегда общалась со слышащими и не испытывала проблем .
Пользователь
Гость 16.01.2012 09:09
Гость 15.01.2012 22:55
Гость 16.01.2012 05:37
До сих пор удивляюсь, сколько можно сравнивать глухих с плохим или нулевым остатком слуха (потеря выше 90 децибел), где аппараты мало помогают или бесполезны, и слабослышащих с неплохим остатком слуха (потеря ниже 90 децибел), эти две совершенно разные категории, слабослышащих отдать в обычные школы, ликвидировать такие детские сады, пусть они не сидят на шее государства. А повзрослевщим леонгардовцам советую учить жестовый язык, как это понял Яков.
Пользователь
Гость 21.01.2012 19:16
история до боли знакомая, с одним уклоном, что мои родители были слышащие и до 12 лет я вообще не знала о мире глухих и слабослышащих и что есть жестовый язык, пока случайно не столкнулась с глухими ребятами, до этого у меня были жуткие комплексы,была социальным изгоем-ясли,детсад,школа прошли у меня со слышащими,только благодаря миру глухих я обрела себя. Сама бы,если бы была педагогом,была бы против леонгардовской системы для детей с нарушенным слухом.
Пользователь
Гость 21.01.2012 21:34
чепуха статья!стремиться всегда надо к лучшему и совершенствоваться самим! интеграция со слшащими очень полезна во всех аспектах!яков пошел назад-это его горе! но не советую ему следовать! атрофируетесь в обществе слышащих!
леонгардовская система считается лучшим-это бесспорно!про глухих нечего говорить, у них своя методика!у кого первая и вторая степень тугоухости тоже нечего говорить! они всегда понтуются, косят под слышащих! говорю про тех у кого 3 и 4 степени! вот им надо учиться-учиться-учиться! и причем всю жизнь! вот и всё!
Пользователь
Гость 21.01.2012 22:55
Гость 21.01.2012 20:34 - а почему считаете, что это - горе Якова? наоборот, он обретя кое-что, но потеряв при этом кое-что, все же пришел к итогу, который каждый сам себе форматирует как считает нужным.
Пользователь
Гость 22.01.2012 21:30
Гость 21.01.2012 20:34 -это говорит либо глупец, либо тот, кто совершенно не знает леонгардовскую методику. Я эту методику прошуровала вдоль и поперек-она была и в моей жизни, и в моей дипломной работе, поэтому сказать смело, что методика не так уж и хороша, как бы недоработанная. Зря про глухих так говорите, что у них своя методика и все, пошли они подальше. Я знаю глухих, которые даже лучше слабослышащих, обученных по леонгарду, зря их так сразу метелить. А стремиться можно, если бы государтво не ставило бы барьеры. Не было б барьеров, было б как в Европе-развитые, образованные ребята.
Пользователь
Гость 26.01.2012 00:38
я гость от 20.34 извиняюсь!
насчет государства вы правы!есть и глухие супериндивидуумы-но это исключение! они молодцы!леонгардовская методика-это прошлое поколение! было лучшим! сейчас другие времена-новые методики и я их конкретно не знаю!может быть и лучше!но критика в другом-ДВИГАТЬСЯ НАДО ВСЕГДА ВПЕРЕД!!!!!а не назад!

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь