Общество глухих

Услышат ли говорящие сограждан «страны глухих»?

Они общаются на языке жестов. Потому заметно выделяются в общественных местах. Их мир замкнут. Что мы знаем о нём?

По некоторым оценкам в России 13 миллионов сограждан страдают от нарушения слуха! Это в девять раз больше населения Владимирской области. Часть из них слабослышащие, а другие с рождения или после травмы, перенесенного заболевания - абсолютно глухие! Сколько их, вряд ли в каком-то ведомстве могут сказать: никто не считал.

А как себя сегодня в нашей губернии чувствуют себя такие люди в окружении прекрасно слышащих людей? Для ответа на этот вопрос журналист пришел во Владимирское региональное отделение Всероссийского общества глухих, в эти дни отмечающее свой юбилей.

Светлана Владимировна Ефимова, председатель Владимирского регионального отделения Всероссийского общества глухих:

- В мире каждый девятый человек с нарушением слуха! Не случайно в последнее воскресенье сентябре на планете отмечается Международный день глухих (International Deaf Day).

Глухие, как люди без ног или рук - по статусу причислены государством к инвалидам. На дворе 21 век, время инновационных технологий, а глухие практически не имеют возможности общаться со слышащими.

Что-то в лучшую сторону, конечно, меняется. Есть специализированный детсад, интернат, спецклассы в школах, колледж, вузовский Центр образования инвалидов. Технические средства стали разнообразнее. А, наконец-то с июля во Владимире стало возможным вызвать скорую и пожарных с помощью смс по мобильному телефону.

Но этого недостаточно. Именно поэтому общественные организации пытаются хоть как-то восполнить недостаточное внимание государства к таким людям. У нас глухие не просто общаются, но и организуют досуг, советуются с более опытными, как решить ту или иную житейскую проблему. У нас есть переводчики, которые помогают глухим в общении в организациях и госструктурах.

Александр Ясюченя:

- Мне 22 года. Здесь третий год. Приехал из Ульяновской области и поступил учиться в Колледж инновационных технологий при Владимирском госуниверситете. Здесь принимают глухих. Таких, здесь человек 50.

Не только во Владимире, но и везде в России глухому сложно устроиться на работу! Если приходят в отдел кадров глухой с высшим образованием и слышащий после колледжа, берут последнего. Даже когда очень нужен инженер. Наверное, из-за опасений, что глухой не справится с работой. Предвзятая настороженность ощущается при общении со здоровыми людьми очень часто.

Много говорят про преимущества интегрированного среднего образования, когда инвалиды учатся вместе со здоровыми детьми. В первый класс я пошел в обычную школу. Но было очень сложно. Букву «с», например, с трудом слышу. А шипящие согласные вообще ухо не воспринимает. Учителя не могли уделять мне больше внимания, чем остальным в классе. Так и пришлось родителями меня переводить в специальную школу. Там с каждым занимались индивидуально. После окончания школы особого выбора, куда пойти учиться дальше, чтобы получить специальность, не было. Таких колледжей и вузов, как у вас, не так много в стране. Разнообразия специальностей тоже нет – инженеры, фармацевты.

В свободное от учебы время, конечно, хотелось бы посмотреть кино, спектакль или какую-то передачу по телевизору. Но даже по телевизору с функцией скрытых субтитров, единицы каналов с такими возможностями. Бегущая строка в новостях очень быстрая – глаз не успевает… Потому смотрю спортивные передачи, где звук не нужен. И еще сижу в сети Интернет. Покупаю газеты – люблю читать о спорте.

Общаюсь в основном и в кругу глухих, и слышащих, если нахожу понимание. Хожу на дискотеки, потому что там громкая музыка.

Очень большая проблема – общение в официальных организациях в отсутствие сурдопереводчика.

Недавно пришел в Сбербанк, а там ведь работники за толстым стеклом. Так и не смог ничего сделать. В другой раз пришел, за столиком сидела консультант. Она говорила четко и громко. А если бы ее не было? Нередко случается, что никто из очереди не только не спешит помочь, но и начинает возмущаться.

Возможно, государство возьмется за подготовку переводчиков? Но это не снимет проблему. Ведь те, кто работает по такой специальности в нашем университете, приходят к восьми утра, а уходят в восемь вечера. Это - полторы ставки. Оплата семь тысяч рублей. При такой зарплате не выстроится очередь желающих учиться на переводчика.

Николай Овсянников, студент (Центр профессионального образования инвалидов, магистратура ВЛГУ):

- Я из Ижевска. Во Владимире шестой год. Пять лет учился на бакалавра, а теперь в магистратуре ВлГУ. Понимаю слышащих людей, которые общаются со мной - по губам, могу говорить. И всё равно главная проблема для меня, как и для глухих сокурсников – невозможность общения с преподавателями без переводчика.

Среднюю школу заканчивал в специальном интернате для слабослышащих и глухих в Удмуртии в городе Сарапул. Именно там научили понимать говорящих по губам, навыкам речи, жестовому языку. Без этого вообще учиться было бы невозможно.Вот Президент недавно говорил, как он, учась в Ленинградском университете, подрабатывал дворником… Когда учился на бакалавриате, пошел в ЖЭК, надеясь устроиться дворником. А там…стали говорить, что глухому, а я слабослышащий, даже инструктаж утренний не пройти. Не взяли и грузчиком. Тоже нашли повод. У меня есть высшее образование и специальность, но на работу по ней во Владимире пока утроиться не могу: учеба начинается в четыре вечера, в иные дни после полудня. Так что вновь буду пытаться устраиваться дворником или устроиться по другой специальности в ночную смену, чтобы зарабатывать на жизнь.

Тихоненко Алексей:

- Мне 36 лет. Работаю менеджером по связи с общественностью в Международной Инвестиционной Корпорации Андрея Мельникова в Москве (ЗАО"МИКАМ"). Она занимается помощью инвалидам. Одновременно - консультантом Межрегиональной Общественной Организации инвалидов «Социальная помощь».Сам из Белгорода, а жена – сибирячка. Наша судьба свелась сюда жить во Владимире. Работаю специалистом в обществе глухих. Моему сыну семь месяцев. Мое детство, как и многих глухих детей – типично: школьное образование в специализированном интернате.

После него поступил в Ленинградский Восстановительный Центр (ЛВЦ) для глухих по специальности режиссер школьного театра и руководителя по прикладному искусству. Сразу после этого поступил в Московский Государственный Педагогический Университет (МПГУ). Так стал дипломированным сурдопедагогом-психологом. В отличие от нынешних времен тогда был более широкий выбор учебных заведений и специальностей для глухих. Половина из моих одноклассников окончили вузы и работают педагогами. Считаю себя успешным, состоявшимся человеком. Горжусь моей родной школой №26 в Белгороде.

В нашей компании МИКАМ большинство менеджеров также глухие. Моя работа напрямую связана с общением с людьми с нарушениями слуха. Посоветовал бы молодым быть более настойчивыми: если есть желание, образование – можно найти работу, доказав работодателям, что ты не хуже говорящих с ней справишься. Сейчас, когда жена в отпуске по уходу за ребенком, помогаю ей по работе в обществе глухих во Владимире. Здесь есть возможность помочь молодым глухим жить интереснее. Вместе делаем театральные постановки. Они хотели бы организовать здесь танцевальный кружок, другие самодеятельные коллективы. Но нет специалистов. А во Владимире других мест, где бы могли заниматься глухие, нет. В этом году обращались за содействия в муниципалитет, но поддержку не получили. Хотелось бы, чтобы местные власти содействовали общественной организации, помогая инвалидам чувствовать себя комфортнее.

Центр профессионального образования инвалидов Владимирского государственного университета (Бакалавриат, магистратура и аспирантура) - один из немногих в мире, где учат глухих людей на инженеров. Директор Центра – известный в мире ученый доктор технических наук И.Н.Егоров:

- У меня часто интересуются мнением, почему я занимаюсь с такими студентами, и чем они отличаются от здоровых ребят. В отношении к учебе, к делу такие студенты – слабослышащие, глухие и слабовидящие, дадут форму любому здоровому молодому человеку. Поверьте, инвалиды, несмотря на свои физические недуги - это талантливейшие люди и перспективные ребята! Ведь не случайно у них девиз по жизни: если есть ограниченные физические возможности, то это компенсирует неограниченная сила воли.

Профессору Игорю Николаевичу Егорову без переводчика на лекции не обойтись…

СПРАВКА «КП»

В 2013 году в России должны появиться 153 госслужащих, умеющих общаться на русском жестовом языке. Сначала языку жестов обучат соцработников из регионов. В их обязанности будет входить помощь инвалидам по слуху не только во всевозможных госучреждениях, но и в повседневной жизни. С 2012 года языку жестов начнут учить полицейских и сотрудников МЧС. В каждом таком подразделении уровня райотдела должен быть как минимум один специалист, знающий жестовый язык. Отвечает за реализацию программы Минздравсоцразвития. Там планируют, что проект будет реализовываться не один год, и корпус специалистов будет постоянно пополняться.

В отличие от Европы, где сурдопереводчик — официальная профессия, а на обучение языку жестов уходит пять лет, у нас вузы таких специалистов не готовят. Российские специалисты ограничатся программой повышения квалификации и прослушают курс.

http://kp.ru

06 октября 2011 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 12.10.2011 09:19
"Директор Центра – известный в мире ученый доктор технических наук И.Н.Егоров:"
Бля, какой еще известный доктор в мире??? Я его прекрасно знаю...

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь