Общество глухих

Как на заре советской эпохи инвалидов трудоустраивали

Тема социальной адаптации и рабочих мест для инвалидов - из тех, что сегодня принято называть "горячими". Внимательный читатель, наверное, вместе с нами следил за проблемами московских колл-центров, в которых незрячие люди составляли большую часть сотрудников. А как дело обстояло раньше - например, в первые годы советской власти? За ответом на этот вопрос корреспондент "Солидарности" спустился в подвалы профсоюзных архивов, в библиотеку ФНПР...

На фото - в кузнице глухонемых, 1920-е годы, Москва

...И после длительных поисков вынес на свет Божий подшивки журналов "Мир глухонемых" и "Жизнь глухонемых" с середины 1910-х по начало 1930-х. Чего там только не было - от объявления о дворянских благотворительных балах до макабрических писем с требованиями применить к очередным вредителям "высшую меру социальной защиты". От вопросов сурдопедагогики до известий о последних достижениях науки в борьбе с глухотой. И на этом фоне, как бы походя, искомые сведения о том, как в те годы решалась проблема обеспечения инвалидов работой - и не только.

АРТЕЛИ И КОММУНЫ

Если верить Советской энциклопедии, в дореволюционной России глухие составляло 0,1% от всего населения империи. При этом серьезно, в масштабах государства, проблемами людей с дефектами слуха начали заниматься только в конце XIX столетия. Так, в 1898 году было основано Попечительство о глухонемых императрицы Марии Федоровны - оно стало заниматься, в том числе, проблемами сурдопедагогики и организацией самоокупаемых училищ для глухих, где педагогический процесс был сопряжен с трудовой деятельностью. Однако сделано до революции было немного - о серьезной системе обеспечения рабочими местами людей, лишенных слуха, речи быть не могло.

После революции проблема трудоустройства инвалидов легла на плечи новообразованного Народного комиссариата социального обеспечения. Впрочем, в первое время его работы сводки с полей были, мягко говоря, скромны:

"По данным, поступившим в НКСО (Народный комиссариат социального обеспечения. - А.Ц.) по РСФСР на 1 марта сего года насчитывается 24 артели глухонемых с общим числом занятых в них 399 глухонемых", - отчитывался комиссариат в 1925 году.

Тем не менее, новые специализированные артели, мастерские, трудовые коммуны создавались: инвалидам по слуху мужского пола прямая дорога была в столяры или сапожники, женского - в швеи.

43-й номер "Жизни глухонемых" (1926 год) приводит свидетельство о жизни одной из московских трудовых коммун глухонемых работниц, занимавшихся вышивкой и белошвейными работами. Публикуем его с небольшими купюрами.

"...В коммуне всего 40 женщин от 15 до 63 лет, из которых 13 квалифицированных и 23 ученицы. Работают уже не 10 - 11 часов, а 8 часов с перерывом на обед один час. Получают и зарплату, хотя, правда, и очень небольшую - от трех до восьми рублей в месяц, правда, с бесплатным довольствием, одеждой и общежитием (оговорка важная, потому что в переводе на нынешние деньги женщины получали и впрямь очень мало: примерно 900 - 2500 рублей. - А.Ц.).

В материальном отношении коммуны много плохих сторон. Хотя мастерская в ведении Московского отдела соцобеспечения, но находится на хозрасчете и последнее время от МОСО ничего не получает. С трудом покрываются расходы коммуны из своих средств, выдача зарплаты часто задерживается до 3-х месяцев, причем выдается не полный трехмесячный заработок, а только за один месяц". (Ничего-то в свете не меняется - подумал, прочитав заметку, ваш корреспондент, вспомнив о проблемах работников столичных колл-центров, добивавшихся заработанных денег более полугода.)

ВОГ В ПОМОЩЬ

Действительно, адаптация инвалидов по слуху требовала, мягко говоря, более системного подхода. Ситуация переломилась в 1926 году, когда Совет народных комиссаров РСФСР принял решение учредить Всероссийское объединение глухонемых. Всероссийское общество слепых к тому времени существовало уже три года.

"Всероссийское объединение глухонемых является общественной организацией, которая осуществляет свои цели и задачи путем трудового устройства глухонемых во всех доступных им отраслях производства, организуя их в артели, товарищества, коммуны и т.п. коллективы на основе самодеятельности, взаимопомощи и личной инициативы", - сказано в опубликованном в газетах декрете СНК.

После этого процесс, что называется, пошел. По крайней мере, "Жизнь глухонемых" запестрела победными рапортами: "Во Владимире нет глухонемых женщин среди безработных", "В Башкирии изжита безработица среди глухонемых женщин". То же и среди псковитянок, и среди сталинградок. С мужчинами, очевидно, оказалось сложнее. В 1927 году неизвестный автор заметки о ликвидации безработицы среди глухих в Ростове-на-Дону жалуется:

"...Имеются многие, которые совсем не являются, другие же отказываются, когда их посылают" (речь шла о направлении инвалидов на асфальтовые работы и галолитно-пуговичную фабрику).

"Помимо трудоустройства глухонемых, - пишет "Жизнь глухонемых", - ВОГ также занялся и улучшением положения в ранее созданных "трудовых ячейках". Вот - уже в 1929 году - газета отчитывается о том, как изменилась жизнь в одной из московских швейных артелей.

"Средств не было, заказов также, - пишет в "ЖГ" автор заметки товарищ Трухачева. - Приходилось брать случайную работу, работать в холоде. Пробовали тогда просить поддержки у Мосгико (Московского государственного инвалидного кооператива. - А.Ц.), но там только отмахнулись..."

А потом пришло ВОГ.

"Там свои ребята быстро сообразили, что нужно делать, чтобы артель ожила. Дали денег, установили 8 моторных машин - и работа наладилась... Заработок в среднем повысился с 45 до 80 рублей (к тому времени рубль, правда, несколько уже упал в цене по отношению к 1926 году, хотя и ненамного. - А.Ц.)... Помещение расширено за счет пустовавшего подвала, отремонтировано, отеплено. Установили вентилятор, устроена канализация... Значительно возросла активность работниц, производительность труда повысилась, потянуло их уже к другому - к знанию, к учению".

ОТБОР ПО СОЦПРИЗНАКУ

На поприще обучения глухонемых Всероссийское общество глухонемых также развернуло активную работу. Речь не идет даже об обычной культработе и мероприятиях по ликбезу и элементарному производственному обучению - это само собой разумелось. В стране началась индустриализация, и государство потребовало перековать инвалидов в квалифицированные кадры для штурма пятилетних планов.

Так, с 1928 года члены ВОГ посылались на рабфаки - дотягивать образование до уровня, с которым можно было бы попробовать поступить в высшее учебное заведение.

"Ежегодная посылка глухонемых и оглохших на рабфак становится у нас бытовым явлением, - отмечала "ЖГ" уже в следующем году. Однако доступна такая "путевка в жизнь" оказывалась не всем:

"Из 30 кандидатов, командированных местными отделами ВОГ, - анализирует газета итоги первого набора, - при прохождении приемочной комиссии шесть человек выбыли по социальному отбору. Хотя в газете были своевременно помещены исчерпывающие указания по отбору командируемых на рабфак, места с этими указаниями не считались: присылали... не имеющих производственного стажа или служащих, а некоторые домохозяек и кулаков". "Меж тем при посылке на рабфак требуется строгий классовый отбор, - предупреждает "ЖГ", добавляя: - Отделы ВОГ должны посылать на рабфак только рабочих, имеющих двухгодичный стаж производственной работы, крестьян-колхозников и единоличников бедняков и середняков".

В РУКАХ У НАС ВИНТОВКА

Учеба - учебой, работа - работой. Оставалось еще одно дело - крепить оборону страны. Сейчас кажутся несколько странными заголовки вроде "Глухие учатся стрелять" - но духу той эпохи это вполне отвечало.

"В Смоленске глухонемые на общем собрании, после доклада о международном положении, постановили организовать ячейку Осоавиахима и возбудили перед губсоветом Осоавиахима ходатайство о прикреплении инструктора-руководителя и отпуске оружия..." - это сообщение в "ЖГ" еще за 1926 год. А в 1929 появились уже другие: "Глухие строят самолет".

Новый день для нас зазолотится

Это будет въявь, а не во сне,

Что взлетит серебряная птица

С нашим именем на крыльях и спине.

Нашему крылатому столетью,

Пусть далекий путь наш странно тих,

Мы ответим звонкой честной медью

Из артелей, фабрик, мастерских.

Только мы себе самим поможем,

Веря в силу творческой руки.

Самолет - и мы построим тоже

На свои простые медяки.

Чтобы там, где все рукопожатья

Со врагом навек отменены,

Знали наши слышащие братья,

Что и мы полезны для страны.

Это опубликованные в "ЖГ" стихи о самолете "ВОГовец", на который слепые собирали средства "всем миром". Журнал регулярно публиковал сводки о сборе денег: "Вот товарищ Белорусов внес 3 рубля, товарищ Белов - 10 рублей, а рабочие и служащие технохимической фабрики "Заря Октября" и вовсе отдали в кассу на постройку самолета 224 рубля". И пускай дело это было добровольным лишь с очень большой оговоркой, и по закону времени отказа не предусматривалось: ведь даже за проволочку с поддержкой строительства люди попадали в "листы позора". Не важно. Вовлеченность в общее дело, особенно для людей с ограниченными возможностями, дорогого стоит.

ЭПИЛОГ

В наступивших 30-х положение дел, по сравнению с предыдущим десятилетием, изменилось. Нужды разросшейся промышленности потребовали активно привлекать глухих на фабрики и заводы. Как раньше, обучать глухонемых "ремеслу кругом и около вековечных рукодельных, вышивальных, книгопереплетных работ и ковыряний ученической обуви", как выразился один из авторов "Жизни глухих", было уже нельзя - век кустарей прошел.

В новых условиях объединение продолжало расти и расширяться - к 1936 году в нем состояло около 30 тысяч человек. Параллельно создавались и общества в союзных республиках, успешно велась работа по трудоустройству глухих и их обучению.

ВОГ не избежало репрессий, прокатившихся по стране в конце десятилетия. Седи первых на память приходит дело Ленинградского общества глухонемых, 35 членов которого были расстреляны, а еще 20 получили по 10 лет лагерей по обвинению... в шпионаже и терроризме.

А потом была Великая Отечественная война... Но это уже совсем иная история.

Александр ЦВЕТКОВ

"А"-СПРАВКА: От истории к современности

Перечень учебных заведений, осуществляющих прием на обучение инвалидов по слуху в 2011/2012 учебном году

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

1. Институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета (инвалидов по слуху).

2. Головной учебно-исследовательский и методический центр (ГУИМЦ) профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов по слуху) при МГТУ им. Н. Э.Баумана.

3. Московский педагогический государственный университет (МПГУ).

4. Государственный специализированный институт искусств (ГСИИ) Российского международного центра творческой реабилитации инвалидов.

5. Владимирский государственный университет - центр профессионального образования инвалидов, партнер Всемирной сети университетского образования глухих.

6. Московская государственная академия физической культуры.

СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

1. Комплексный центр социальной адаптации инвалидов Новосибирской области.

2. Пермский филиал ГОУ НПО "Профессиональный лицей № 32".

3. Ульяновский фармацевтический колледж.

4. Пензенский базовый медицинский колледж.

5. Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха (бывший ЛВЦ).

6. Оренбургский государственный экономический колледж-интернат.

7. Тульское профессиональное училище № 2.

8. Волгоградское профессиональное училище № 12.

9. Московский технологический колледж № 21.

10. Уфимский профессиональный лицей № 64.

11. Уфимское профессиональное училище № 63.

12. Стерлитамакский профессиональный лицей № 71.

13. Башкирский медицинский колледж.

14. Салаватский педагогический колледж.

15. Новочеркасский технологический техникум-интернат.

16. Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности.

http://solidarnost.org

06 августа 2011 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 21.08.2011 11:25
Do you have more great airtcels like this one?

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь