Общество глухих

Льготники снова заполонят престижные вузы?

Вместе с экспертами «Комсомолка» разбирается, как можно справедливо решить проблему ребят с разнообразными справками, из года в год штурмующих лучшие университеты страны [абитуриент-2011].

Елена Анатольевна ЗАВРАЖНАЯ, ответственный секретарь приемной комиссии Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ):

- Вопрос льготников стоит остро. В МЭСИ в прошлом году на 90 процентов специальностей конкурс был только из льготных категорий. Сейчас их слишком много. С ними тяжело работать: каждый документ приемная комиссия перепроверяет. Важно, чтобы все, кто пользуется особыми условиями при поступлении, получили бы право подавать документы только в один вуз. Тогда для остальных поступающих конкурсная ситуация будет более понятной.

Мы провели анализ поступивших по баллам ЕГЭ, и вот что получилось. В МЭСИ средний балл у бюджетников был где-то 73, а у льготников - 40 - 50 баллов. И получается, что некоторые ребята с высокими баллами оставались за порогом, а их места заняли льготники. Проблема в их уровне подготовки. Не всегда, но в основном это более слабые ребята, и учиться им тяжело. Раз эти ребята все-таки поступили, то мы стараемся дать шанс. Но чего нам это стоит? Мы вынуждены были организовать даже дополнительные курсы, естественно, бесплатные. То есть сразу пришлось дополнительно с ними заниматься. Поэтому и отсева после первого семестра практически не было.

Борис Васильевич ПАДАЛКИН, проректор по учебной работе Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана:

- У нас создана своя система подготовки и обучения слабослышащих студентов. Впервые такие студенты были приняты в МВТУ еще в 1934 году. Сейчас уже наработаны свои методики, определенные подходы, подобран специальный штат преподавателей.

Вся эта работа ведется в созданном в 1994 году Головном учебно-исследовательском и методическом центре (ГУИМЦ) профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Что нас тогда беспокоит? К сожалению, в законодательстве довольно много прорех. И каждый год Бауманку штурмует армия льготников. Мы готовы работать с ребятами, действительно имеющими льготу, но не с теми, кто этими льготами прикрывается. Я вам могу сказать о личных впечатлениях как член приемной комиссии. Из некоторых регионов каждый год приезжают добры молодцы. На них пахать можно. Привозят справки: мы льготники. Надо задуматься, а насколько эта система логична, внутренне не противоречива и служит поставленным целям?

Реалии нашей жизни существенно изменились. Студенты 1-го курса стали гораздо более инфантильными. Если еще десять - пятнадцать лет назад те, кто приходил в вуз, в полной мере осознавали, за что они взялись, то сейчас часто не так. Им хочется учиться в лучшем вузе, хотя они понимают, что поступить и учиться - две большие разницы. Но многие надеются проскочить.

Увеличение числа мест в вузах, развитие сети негосударственных образовательных учреждений привело к тому, что, например, в Москве все, кто в какой-то степени способен получить высшее образование, сразу после школы идут на первый курс вуза. Поэтому представление о том, что человек, попавший в вуз, это хороший выпускник школы, на сегодняшний день уже не соответствует истине. Отсюда, конечно, снижение требовательности к самим себе и, безусловно, снижение мотивации.

Следующий фактор: подготовка в вузах зачастую сегодня отличается от требований работодателей. Поэтому студенты порой не видят острой необходимости овладевать теми знаниями, которые в них вкладывают: зачем хорошо учиться, если я не буду работать по специальности? Это вызывает снижение интереса к занятиям. Получается, что льготники тратят свое время впустую.

Артемий Игоревич РОЖКОВ, директор Центра правовых прикладных разработок ГУ - ВШЭ:

- В Высшей школе экономики количество льготников зашкаливает. Если у коллег это чернобыльцы, то у нас огромное количество инвалидов, которые внешне никаких признаков инвалидности не проявляют. У нас было несколько случаев выявления незаконного получения этих справок. Очень правильное решение предлагается: внести все льготы в законопроект «Об образовании», исключив их из того многообразия федеральных законов и законов еще РСФСР, в которых они содержатся. При этом прием бесконкурсный и внеконкурсный останется только за победителями и призерами олимпиад.

Но есть неразбериха с распределением контрольных цифр приема. Механизм этого распределения не совсем соответствует принципу ЕГЭ. И в результате некоторые вузы принимают кого угодно и даже плодят «мертвые души», чтобы за следующий год у них не отняли финансирование. Эту ситуацию тоже надо обсуждать. ВШЭ предложила несколько вариантов - разграничение баллов ЕГЭ, дающих право на поступление в вуз за счет средств федерального бюджета, с минимальным баллом, который необходим для того, чтобы школьник считался получившим полное среднее образование. В таком случае мы исключим ситуацию, когда государство неэффективно расходует деньги на высшее образование тех, кто явно не способен его получить.

СОВЕТ

Сергей Викторович Малинин, начальник Управления «Приемная комиссия» РЭУ им. Г. В. Плеханова:

- Мы в университете заметили четкую тенденцию. Первоначально в наш вуз подает документы очень много льготников, и, как и положено по закону, они занимают много мест в первоначальных рейтингах абитуриентов. Особенно на престижные направления. Но когда дело доходит до зачисления, таких абитуриентов оказывается гораздо меньше - думаю, что, понимая, насколько сложно учиться в нашем вузе, они не рискуют принести к нам оригиналы документов. Поэтому хотел бы посоветовать нашим абитуриентам, не имеющим льгот, на этапе зачисления проявлять выдержку и спокойствие и не терять надежды в стремлении попасть на желаемую образовательную программу. Она есть!

http://kp.ru

02 апреля 2011 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь