Общество глухих

Если глуха душа - это беда

Слово "глухой" часто ассоциируется не с болезнью органов слуха, а с тем, что отлично слышащие люди не умеют слушать. И вспомните известное высказывание: "Одно дело слушать, а другое - слышать". Но сегодня речь пойдет о тех, кто, даже не улавливая звуков речи, старается найти контакт с другими людьми.

Кстати, понятие "глухонемой", пришедшее к нам со времен еще царской России, не соответствует действительности. Многие так называемые "глухонемые" болтают иногда не хуже слышащих, только с каким-то "иностранным" акцентом. Поэтому правильнее говорить "люди с ограниченными возможностями слуха и речи". Снижение слуха - дело обычное в наше время. В Башкирскую республиканскую организацию Всероссийского общества глухих (БРО ВОГ) на 1 января 2010 года, по словам председателя Геннадия Шаталова, входило 2505 членов ВОГ.

У некоторых слышащих людей возникает желание выучить язык глухих, чтобы не быть сторонними наблюдателями их "разговоров". Но это не так-то и просто. Это то же самое, что выучить иностранный язык. Зато глухие ребята легко заводят дружбу и отношения со своими сверстниками не только из других городов, но и стран. Международный язык глухонемых существует, но, даже не зная его, глухонемые могут общаться друг с другом. Просто в их языке главное не слова, а образы, которые передаются с помощью жестов.

Правда, в последнее время появилась тенденция считывания с губ, но, как говорит Геннадий Шаталов, такие люди к БРО ВОГ отношения фактически не имеют, так как чаще всего считыванию с губ учатся те, кто слух потерял в течение жизни; те, кто перестал слышать звуки окружающего мира из-за травмы, полученной уже в зрелом возрасте, но не с детства. По данным, имеющимся у БРО ВОГ, в Республике Башкортостан на данный момент действуют пять спецшкол, в которых обучаются свыше 500 глухих и слабослышащих детей.

Школьные годы для глухих ребят длятся дольше чем у других школьников - 12-15 лет. Поступить в колледж они могут уже после восьмого класса, но и выпускники после 15 класса также могут спокойно идти учиться дальше. Однако чаще всего школу покидают раньше, так как желание зарабатывать сильнее. Семьи слабослышащих зачастую небогаты. Стремление зарабатывать у ребят столь велико, что они без всякого страха подаются в бизнес (в основном, занимаются торговлей - прим. авт.) или уезжают на заработки за границу.

- Порой диву даешься их храбрости - говорит переводчик профессионального училища N 63 Ольга Гамаюрова, - они запросто едут в Турцию за товаром, одеждой, например, или на Аляску ловить рыбу, или в Швецию. Ничего в отличие от нас не боятся. Хоть здесь, хоть там, их все равно мало кто понимает. Некоторые там остаются навсегда, но некоторые возвращаются домой; все-таки родина-то здесь.

Глухие трудоспособные инвалиды - это резерв рабочей силы, который почти не используется. В финансово-юридическом колледже Уфы существуют две группы слабослышащих и глухих студентов, в медицинском колледже таких групп четыре, но, к сожалению, в вузах, где можно было бы получить профессию, которая пользуется спросом на рынке труда, таких групп нет. А ведь ребята хотят учиться.

- Да, к нам обращаются слабослышащие и глухие с просьбами о трудоустройстве, - говорит начальник отдела содействия занятости населения по Уфе Альбина Салимова, - за прошедшие пять лет работниками Башправления как в Уфе, так и в межрайонных организациях трудоустроено 274 члена ВОГ и направлено на учебу 363 человека. Кстати, официальный статус "безработного" за 2009 год был у 24 членов ВОГ.

Чтобы получить хорошо оплачиваемую профессию, молодым людям с нарушением слуха часто приходится уезжать в Челябинск, Ульяновск и другие города России. У кого такой возможности нет, идут учиться в уфимские профессиональные училища NN 64, 13, 63. В них созданы специальные группы по таким специальностям как повар-кондитер, портной, столяр, слесарь и прочие. Поступают ребята туда без экзаменов, берут всех желающих.

В ПУ N 63 города Уфы учатся в основном обыкновенные ребята. Необычных же здесь две группы: первая - станочник по металлу, вторая - кондитер. Здесь на лекциях и практических занятиях помимо преподавателя и студентов присутствует переводчик, на которого в основном обращены взгляды учеников. Когда корреспондент "БАШвеста" пришел в ПУ, там начинался урок. Преподаватель дал первокурсникам пять минут на повторение домашнего задания.

- Память у ребят кратковременная, - пояснила переводчик училища Ольга Гамаюрова, - поэтому и приходится каждый урок начинать с пятиминутки на повторение домашнего задания.

Затем начался опрос. Учащиеся не очень хорошо выговаривали слова, зато быстро жестикулировали, передавая изученный материал языком жестов. С места слышались подсказки и дополнения. Тетради, несмотря на просьбу учителя, шуршали. Ребята переговаривались, и все было, в общем-то, как у других студентов. Но только почти. Тишины действительно не было, зато была рабочая атмосфера, и попытки поддержать стоящего у доски.

Опрос завершился, и ребята вздохнули с облегчением. Началась лекция. Точнее, преподаватель диктовал, переводчик записывал на доске, откуда ребята переписывали себе в тетради. Преподаватели отмечают, что работать с глухими ребятами тяжело.

- Не хватает грамотности. Ведь в языке жестов нет предлогов и окончаний. Им приходится учить новые для себя термины и слова, - рассказывает переводчик, - хотя, ко второму курсу они уже осваиваются. А мы даем лекционный материал в упрощенной, схематичной форме. Благодаря Ольге Гамаюровой корреспондент "БАШвеста" смог "поговорить" с глухими ребятами. Они рассказали про то, что им не чужды развлечения: они ходят в походы, играют в компьютерные игры, общаются в социальных сетях, ездят на турбазы и просто в деревню. Другие, "нормальные" учащиеся ПУ, бывает, дразнятся. Но, как правило, серьезных конфликтов не бывает. Среди друзей глухих есть и нормально слышащие, с которыми те переписываются, и даже обучают их несложным жестам своего языка. Глухие и слабослышащие ребята принимают активное участие в общественной жизни училища. Их предшественники активно занимались самодеятельностью и нередко занимали призовые места в различных конкурсах. "Перваши" же еще не успели себя показать.

К сожалению, Дом культуры глухих был снесен три года тому назад, а новое здание, выделенное властями, не совсем пригодно для репетиций, так как сцена и зрительный зал малы.

- Вообще-то, - говорит насчет нового помещения ДК Геннадий Шаталов, - здание неплохое. Бывшая школа. Правда, маленький зал, зато кабинетов много, то есть теперь это уже не кабинеты, а комнаты. Кстати, снесенному уфимскому ДК глухих было больше 50 лет. Там проводили не только досуг люди с ограниченными возможностями слуха и речи, но там проходила и их творческая реабилитация. В прежние времена со слабослышащими ребятами работал народный театр, были бальные танцы. Но теперь нет преподавателей, поувольнялись многие из-за сложившихся проблем.

Раньше в ДК глухих регулярно проводились мероприятия, коллективы регулярно приглашались на различные конкурсы, праздники, не только по республике, но и по России, даже выезжали за рубеж.

Все мировые лидеры не забывают о своих глухих. Во время их выступлений по телевидению работают сурдопереводчики, либо показывается бегущая строка, либо речь выступающего фиксируется на экране. Тогда как на наших телевизионных каналах этого уже нет. Телевидение XXI века не для глухих. Нет ни одного канала или передачи, где хоть как-то уделялось бы внимание тем, кто не слышит. Поэтому глухие фактически и не смотрят телевизор, уделяя больше времени чтению книг, интернет-блогов, сайтов, форумов, и новости узнают оттуда же - из "паутины". Геннадий Шаталов говорит, что они хотят добиться появления бегущей строки на центральных каналах.

От глухоты никто не защищен. Это может произойти с каждым. Говорят, что слух ослабевает у людей, занятых определенными "шумовыми" профессиями, так сказать, это защита организма от назойливого шума. Если вы замечаете, что в последнее время слух вас подводит, вам нужен срочный "шумовой" покой и обращение к врачу.

Как утверждают ученые, чаще всего за возможности слуха отвечают наши гены. Если среди предков родился кто-то глухим, велика вероятность того, что этот ген когда-нибудь проявится. Представьте себе, что вы попали в другой мир. Мир немого кино. Здесь нет звуков. Нет слов. Здесь нет музыки. Нет пения птиц. Безмолвие. Тишина. Люди, как рыбы, открывают рты, а звука при этом нет. Специалисты говорят, что любой неслышащий хотел бы обрести слух, но боится этого. Просто потому, что он от этого может сойти с ума.

Возможно, тишины нам порою не хватает в нашей, зачастую, слишком шумной жизни. Тишина - это не слово, это ничто, это покой. Возможно, в этом смысле глухим повезло больше, чем слышащим. Мы слушаем и слышим друг друга, но порою не понимаем.


http://www.bashvest.ru

27 октября 2010 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 28.10.2010 02:51
Добрая статья, но сразу видно, что писал человек, далекий от глухих.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь