Общество глухих

Жестовые песни - вызов недугу и одиночеству

Они окружены тишиной. Молчаливо встречают день, тихо радуются и тихо страдают. Но даже при ограниченных возможностях талант границ не знает. Когда они выходят на сцену, зал замирает в ожидании. Чем могут удивить зрителя не похожие на других слабослышащие ребята? Песней… на языке жестов. Жестовая песня - это не просто вид эстрадного искусства, в котором полностью оправдано наличие фонограммы. Для детей, поставленных в тесные рамки общения, жестовая песня – отдушина, способ самоутверждения в обществе, где не каждый их поймет и примет. На мариупольских сценах неоднократно встречали бурными аплодисментами воспитанников общеобразовательной школы-интерната для слабослышащих детей. Жестовые песни в их исполнении вызывают у зрителей особый интерес. Как же удается педагогам добиться от ребят эффектных выступлений? Ведь нет сомнений в том, что за трогательными концертными номерами стоят долгие месяцы кропотливого и тяжелого труда.

Для справки. Язык жестов имеет древние истоки и появился задолго до звуковой и письменной речи. Практически во всех регионах бывшего Советского Союза у большинства глухих язык жестов единый. Исключение составляют прибалтийские государства, жители которых общаются на своих национальных жестовых языках. Тем не менее даже в едином для всех жестовом языке есть свои диалекты.
В Германии, например, существует несколько диалектов жестового языка. Интересно и то, что австрийский язык глухих кардинально отличается от жестового языка немцев, хотя немецкий является единым звуковым языком обеих стран. В целом же, если представители разных стран пожелают понять друг друга с помощью жестов, им не составит особого труда найти общий язык. Немудрено, что фестивали жестовой песни дарят людям, имеющим проблемы со слухом, не только заряд положительных эмоций, но и новых друзей.

Зубрежка, счет и низкие звуки

Педагог-организатор мариупольской школы-интерната для слабослышащих детей Виктория Ивановна Малий с удовольствием согласилась посвятить наших читателей в то, что обычно остается за кадром, поделившись секретами подготовки ребят к исполнению жестовых песен.

Среди воспитанников этой школы живут дети, которым в результате наследственности досталась полная глухота. С первых дней жизни они растут и развиваются исключительно в мире жестов. Но есть и ребята, которым повезло больше – они частично различают звуки. Таких детей называют слабослышащими. Они рождаются в семьях, где слышит либо один из родителей, либо родственник из предыдущего поколения. Детей с приобретенной глухотой называют позднооглохшими – проблемы со слухом начались у них вследствие осложнений после заболеваний или неверного лечения.

- Способности слабослышащих и даже позднооглохших детей можно развивать, если заниматься с ними по специальным методикам. И наши педагоги постоянно над этим работают. Хорошо также, если в семьях таких детей речь преобладает над жестами. Мы стараемся учить их читать по губам, наши сурдопедагоги ставят с ними каждый звук, - отмечает Виктория Малий.

Как юным артистам удается слышать музыку? Сложно в это поверить, но для них в данном случае важен не столько звук, сколько счет, а также неутомимая зубрежка текста. Оказывается, все начинается с заучивания слов песни. Далее под каждый жест ведется свой счет. Так как у слабослышащих детей плохо развита память, каждое их выступление доводится до автоматизма. Кроме того, звукорежиссера заранее просят включать музыку громче, чтобы при этом доминировали низкие звуки. Ориентироваться при исполнении жестовой песни ребятам помогает вызванная громкими и низкими звуками вибрация сцены. Еще больше уверенности в себе придает выступающим стоящий у сцены педагог-суфлер.

«Когда мы будем снова выступать?»

По словам Виктории Малий, в исполнении жестовых песен принимают участие около десяти ребят из 8 - 10 классов. Осилить этот вид искусства удается далеко не всем, однако педагоги не отказывают ни одному желающему попробовать в нем свои силы.

- В сущности, для красивого исполнения жестовой песни нужно немного способностей, все остальное – результат тяжелой работы. Я развиваю таких детей уже 17 лет. Поведение их порой бывает непред­сказуемым. Они очень ранимые, и я понимаю, что общаться с ними нужно исключительно на равных. Но какую радость испытываем мы, педагоги, когда на сцене поют или танцуют наши слабослышащие дети, а зрителям трудно поверить в то, у них есть проблемы со слухом! - делится многолетним опытом Виктория Ивановна.

Вот так за месяцами, а порой и годами нелегкого труда следует пусть пятиминутный, но яркий и незабываемый праздник жизни. Поистине эстрадные жестовые песни – победа приговоренных к тишине детей над своей болезнью и вынужденным одиночеством. В интернате уже есть свои заслуженные юные артисты, выступающие в школе, на сценах города и даже за его пределами. Среди них Антонина Гуськова, Григорий Ткачев, Александр Якименко, Александр Лукьянченко и другие. Они почти ежедневно обращаются к Виктории Ивановне с единственным вопросом: «Когда мы будем снова выступать?» Ребятам так нужны влажные взгляды зрителей, а вслед за этим бурные несмолкающие овации. И пусть взрыв аплодисментов нельзя услышать - зато почувствовать можно наверняка.

07 мая 2010 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 08.05.2010 12:50
И чему удивляюсь, до сих пор в прессе слабослышащих описывают, как будто они тотально глухие! Вчитайтесь в слова "Они окружены тишиной. Молчаливо встречают день, тихо радуются и тихо страдают." и т.д. А как же СА? Или в поле внимание прессы попадают те слабослышащие, которые так и не научились пользоваться своими остатками слуха? Всегда думала, что между слабослышащими и тотально глухими разница даже больше, чем между глухими и слышащими. А по поводу песней на ЖЯ, то давно думаю, что для слабослышащих было бы эффективнее одновременно петь голосом без фонограммы, а жесты использовать в качестве дополнительного выразительного средства своей песни.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь