Общество глухих

Этот жестокий мир

Скандал в шелеховской школе, где старшеклассники избивали пожилую учительницу и снимали весь процесс на видео, заставил многих задуматься: чем объяснить такую жестокость и черствость подростков?

- Очень многое в поведении ребенка зависит от семьи. Родители обычно впадают в несколько крайностей при воспитании чада: гипоопеку (ребенок предоставлен сам себе), гиперопеку (каждый шаг подростка контролируется) и "оранжерейное" воспитание (наследник становится кумиром семьи). В поведении таких детей обычно просматриваются проблемы, - комментирует ситуацию доцент кафедры педагогики и гуманитарных технологий Иркутского госуниверситета, кандидат педагогических наук Мария Комарова. - Поведение шелеховских школьников, которое увидела вся страна благодаря съемкам с мобильного телефона, на мой взгляд, является для них формой выхода агрессии, попыткой самоутверждения и демонстрацией силы.

Самоутверждаться, однако, можно по-разному. Несколько лет назад я проходила педагогическую практику в одной из иркутских школ. Моими подопечными стали семиклассники. Обычные, в общем-то, мальчишки и девчонки. Только в одном классе учились отпрыски владельцев ювелирных салонов, стоматологических клиник, юридических кабинетов, а в параллельном, так называемом классе коррекции, - дети небогатых родителей. Это социальное различие очень бросалось в глаза. Дети "привилегированного" класса вели себя достаточно высокомерно, их сверстники из параллели были намного проще. Возникало ощущение, что они и чувствовали себя людьми второго сорта.

Однажды семиклассникам задали сочинение на тему "Мы в ответе за тех, кого приручили" по произведению Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц". Одно сочинение меня очень поразило. "Я приручила свою подругу Катю и теперь несу за нее ответственность, - писала ученица. - Когда мы познакомились, она была похожа на маленького беззащитного котенка. И тут появилась я! Я была подобна львице, которая взяла и приручила ее. Благодаря мне Катя стала приобретать другой внешний вид, у нее изменились походка, стиль общения. Она становилась тигрицей! И теперь я знаю, что она сама справится в этом жестоком мире школы".

Фраза "этот жестокий мир" явно относится не только к школе. Когда чада совершают какие-то неблаговидные поступки, родители удивляются: "Как он мог! В кого он пошел!". Действительно, в кого?

Вот два случая, которые произошли в регионе прошлым летом. В Тулуне 13-летняя школьница Олеся Пушмина на глазах у равнодушных зевак спасла утопающего - мальчика 8 лет. В тот день у водоема было очень много отдыхающих, в том числе мужчин. Но ни один из них не сделал попытки помочь хрупкой, маленькой девочке вытащить из воды ребенка, который неожиданно стал тонуть вместе со своим дедушкой. Олеся спасла мальчика, а вот сил вытащить пожилого мужчину у девчушки не хватило. Может, если бы окружающие не были так равнодушны и черствы, не погиб бы человек? И маленькая героиня, которая до сих пор просыпается по ночам от кошмаров, не задавалась бы вопросом: а почему взрослые не только не помогли ей, но и поспешно собрались и покинули пляж, увидев приехавших сотрудников экстренных служб?

Этот ребенок в своей жизни видел мало хорошего. В семье Олеси четверо детей, родители - инвалиды, глухонемые. Мать работает в Иркутске, приезжает редко. Семья существует на зарплату и пенсию отца. Можно пред-ставить, как нелегко им приходится.

Девочку представили к правительственной награде "За спасение погибавших". Губернатор Дмитрий Мезенцев направил ходатайство президенту России Дмитрию Медведеву. Однако громко обещанную награду ребенок так и не получил. Наверное, документы затерялись. Обычная история: пошумели и забыли.

Еще одна 13-летняя девочка, воспитанница Заларинского социально-реабилитационного центра, спасла в прошлом же году малыша двух лет от роду. Когда 14 детей, сопровождаемых педагогами, пришли в тот день на свое излюбленное место отдыха - возле моста через речку Заларинка, там уже отдыхала компания. Это были две семейные пары, с ними маленький ребенок. Молодые люди распивали спиртные напитки.

В какой-то момент, оставшись без присмотра, малыш подошел к речке. Войдя в нее, ребенок испугался, заплакал и упал в воду. Он уже не подавал признаков жизни, когда его заметила воспитанница центра Юля Гордина. Она вытащила мальчика из воды и понесла на берег. Потом перевернула его, ребенок закашлялся и пришел в себя. Родители мальчика даже не заметили его исчезновения, как и чудесного спасения, - настолько были увлечены веселым застольем.

Когда я попыталась написать материал про этот случай, наткнулась на жесткое противодействие чиновников: зачем поднимать эту тему, ведь девочка очень больна, у нее глубокая умственная отсталость, она вообще не воспринимает себя как человека. Воспитатели характеризуют Юлю как ласкового, доброго ребенка, страдающего серьезнейшим отставанием в психическом и физическом развитии. До сих пор у нее не развита речь, она не умеет писать и читать. Мать девочки из-за систематических пьянок лишена родительских прав, ребенок ее толком даже не помнит.

И опять никто из отдыхающих на берегу взрослых, вполне благополучных людей, не обратил внимания на нуждающегося в помощи малыша, кроме обделенного судьбой человечка, сироты. А мы удивляемся, отчего дети в нормальных вроде бы семьях жестоки и равнодушны...

http://rus.ruvr.ru

27 апреля 2010 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 28.04.2010 22:51
Да! Жесток наш мир. Это реальность. И меня люди бросали в беде.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь