Общество глухих

Право на образование – для всех

В Карелии около 6-ти тысяч детей-инвалидов, большинство из них учатся в специализированных школах-интернатах. Но для нормального развития им необходимо не только общение с педагогами-дефектологами, но и со здоровыми сверстниками. Тогда, утверждают специалисты, дети даже с самими сложными нарушениями обучаются и развиваются намного быстрее. Закон, позволяющий детям с ограниченными возможностями посещать обычную школу, в Карелии приняли одними из первых. Как он работает?

На уроках тихо идет необычный разговор – руками и губами. Аркадия и Ивана могут понять уже не только те, кто знает язык жестов. Общение детей рядом с чутким учителем, который работает руками и одновременно четко произносит слова, им необходимо. Ребенку это помогает быстрее развиваться и просто быть спокойнее. Не чувствовать себя ограниченным, говорят педагоги, помогает то, что дети учатся в обычной средней школе. Так пятиклассник Аркадий сегодня не стесняется выходить к доске, не теряется журналистов, а на театральных занятиях играет роль клоуна. И знает, кем он будет, когда вырастет: он хочет продавать машины, как его знакомый.

Специализированные классы есть только в 25-й средней школе Петрозаводска. И уже больше 10-ти лет. Результат — дети толерантны друг к другу. Ребята сближаются так, что сегодня на перемене не отличить школьника с нарушением слуха от остальных. Он может говорить, а слышащий ребенок может понимать язык жестов. Заместитель директора по воспитательной работе школы №25 Елена Фирова говорит: «У нас не так много народа, и наши слабослышащие дети не теряются среди школьников слышащих».

Чтобы образование было для всех – об этом говорили на конференции, которая проводилась впервые. Родители долго к этому шли. И порой через суды. Председатель родительской общественной организации Татьяна Васильева рассказала: «Их дети были заперты в 4-х стенах, они вообще не имели возможности получать какое-либо образования, потому что они очень «тяжелые», они сами себя не обслуживают. 4 года они боролись за право детей на образование, в результате судебных решений добились своего».

Только в Карелии в июне прошлого года был принят закон о социальной поддержке и помощи в образовании детей-инвалидов со сложной структурой нарушений, не обслуживающих себя самостоятельно. Галина Григорьева, начальник отдела специального, дополнительного образования Министерства образования РК, Уполномоченный по правам ребенка в РК рассказала: «Введен норматив, который позволяет такому ребенку иметь сопровождающих индивидуальных, такими сопровождающими могут работать в том числе и родители».

Пока новый закон только приживается, некоторые родители сами занимаются обучением своих детей-инвалидов. Дочь Ирины через Интернет получает дистанционное образование, мама Ани – Наталья Ивлева сначала пошла с ней в садик, теперь работает в школе, где девочка учится. «Я сама педагог по образованию, и когда рождается такой ребенок, я не знаю, что с ним делать? Как самому со своим ребенком общаться?» - и такие вопросы ставились Натальей Ивлевой на конференции.

Сегодня старшеклассница Аня легко общается со всеми своими сверстниками, слова считывает с губ. Но что будет, когда она покинет стены школы? Пока нерешенным остается вопрос — как и где в Карелии этим детям получить высшее профессиональное образование.

http://nika-media.ru/

06 мая 2009 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь