Общество глухих

Идея города для глухих: взгляд из США

Уважаемые друзья! Мы стараемся как можно шире освещать жизнь неслышащих людей как в нашей стране, так и в других странах. Вот, например, недавно промелькнула информация о городе для глухих, который хотят построить в США. Этот материал WinterLady перевела с английского языка и предоставила его в наше распоряжение. Надеемся, что это не последнее наше с ней сотрудничество!

Сначала люди противятся верить тому, что необычная новая вещь может быть сделана, потом они начинают надеяться на то, что она будет сделана, затем они видят, что это может быть сделано – потом это уже сделано и весь мир удивляется тому, почему это не было сделано века назад. (Фрэнсис Ходсон Бюрнет)

В руках вы держите краткий обзор причин, объясняющих наше желание построить город; не офисный парк, не кампус, и даже не подразделение, а настоящий город.

Наша твердая вера – в том, что мы можем осуществить свои мечты об обществе (государстве) глухих и слабослышащих.
Моя семья и я хотим построить место, в котором самые разные люди могли бы вместе приспосабливаться друг к другу. Мы хотим ходить в центр города, участвовать в общественной жизни. Обладать возможностью сходить в продуктовый магазин, аптеку, церковь и в другие места – для нас важно.

Позвольте мне поделиться с вами личным опытом, который навел меня на мысль о постройке «нашего» города. Бабушка моей жены жила со своей дочерью в большом и красивом доме. Это действительно был чудо-дом, два дома в одном с крытым бассейном, в идиллическом месте – у озера в пригороде, на самой последней тупиковой улице.

В этом доме бабушка моей жены могла передвигаться с полной свободой. Однако она была одна. Ей приходилось ждать, пока кто-нибудь не приедет и не подвезет ее на социальные мероприятия. Она зависела от моей мачехи в повседневных делах, потому что не могла больше водить машину. Дом, как бы он ни был красив, находился в пригороде, где не было даже намека на общество. Она не могла сходить в магазин, аптеку, ресторан или в учреждение для пожилых.

Это продолжалось до тех пор, пока она не была принята в Госпиталь для ветеранов, где ей стало хорошо, счастливо и где она смогла найти контакт с другими.

Я был потрясен, увидев пустое и стерильное пространство госпиталя, где ее поселили. Но тем не менее она была счастлива! Она была рада находиться в обществе подобных ей людей, гулять с ними и участвовать в разных мероприятиях.

Деньги не были главным в уходе за ней, и она была слышащей. Да, ее выбор в жизненных стилях был ограничен – жить с ее семьей, но в изолированных условиях и без связи с любыми другими людьми из-за того, что она не могла водить машину (Напомним, что статья писалась гражданином США, где обязательное умение водить машину приближало человека к другим людям из-за неразвитой инфраструктуры дорожек и тротуаров для пешеходов. А также из-за огромных, в километры, расстояний между любыми объектами).

На нынешний момент, я обещал своей жене и себе, что когда мы достигнем завершающего этапа наших жизней, когда мы больше не сможем водить машину, мы не загоним себя в нежелательные условия жизни в изоляции или не будем обременять наших детей. Мы будем жить в городе, который полностью был бы доступен для нас – физически, социально, экономически, политически и духовно.
Лоран, Южная Дакота может стать реальностью. Вот почему моя семья и я переехали в Сью-Фоллс, чтобы быть ближе к будущему городу.

С уважением,
Марвин Т. Миллер

Миссия города Лоран, Южная Дакота:

Создать город, который мы могли бы называть «нашим». Место, которое давало бы чувство принадлежности любому человеку, который называем жестовый язык своим языком. Создать и развить экономический, политический, социальный, физический и духовный рост для всех.

Создать место, в котором весь мир может смотреть, трогать, чувствовать и участвовать в визуальном мире, в мире жестового языка и жестовой культуры.

Создать компактный, пешеходный, визуально привлекательный и гостеприимный город – город, предоставляющий шарм и тепло его резидентов.

Почему город только для нас? Если мы хотим достичь социального равенства, мы должны сначала обеспечить себя экономически. В Американском обществе глухих мы не считаем глухоту инвалидностью. Слышащее общество, в котором мы живем, неумышленно считает нас инвалидами.

Если мы надеемся получить политическое влияние и экономический рост, множество доступных профессий и устранить барьеры, мы должны построить этот город. Если мы ожидаем получить большее удовлетворение нашим уровнем жизни и иметь возможность строить лучшие и более крепкие мосты между глухими и слышащими, мы должны достичь этого мировоззрения нового вида общества, которое здорово и энергично. Нет другого способа достичь этого. Если мы хотим взять ответственность за образование наших детей – глухих, слабослышащих и слышащих – мы должны найти способы осуществить это. Постройка целого города исполнит все вышеприведенное и подведет нас к самым смелым мечтам.

Мы, как общество, должны прекратить арендовать место на сцене жизни. Мы должны начать владеть собственным пространством, сотрудничать с заинтересованными организациями – глухими, слабослышащими и слышащими. Мы не можем отказаться продолжать отталкивать многих слышащих людей, которые являются одними из главных помощников потому, что у нас нет для них мест в своем обществе. Для слышащих нет смысла находиться в клубах, школах и колледжах для глухих. Для того, чтобы вырваться из этого круга, мы должны построить новые места для контроля за меняющейся динамикой нашего общества. Нам не хватает контроля за нашей окончательной судьбой, потому что мы утратили наше участие, присутствие в слышащем мире. Почему? Потому что это тяжело! Потому что каждый день пытаться понять и быть понятым – отнюдь не веселое, интересное занятие. Довольно большое количество глухих людей и их семей идеальны для владения ресторанным бизнесом, но они не владеют им. Почему? Нет удовлетворения. Слишком много усилий тратится на ежедневные коммуникации. Они знают, что это скорее будет непосильным грузом, чем освобождением.

Играя с монопольными деньгами

Деньги – это ключ для обмена идеями, товарами и услугами. Экономическая эмансипация – это настоящая свобода. Капитализм – это доказанная модель для развития стандартов жизни. Мы должны начать применять это в нашей жизни.

Как? Прежде чем обеспечить экономический рост и свои полномочия, мы должны решить, как мы видим наше место в мире. Самое главное – почему мы должны изменить это?

Общество глухих общо, содержится на средствах пожертвований и волонтерства. Как выразилась Джоди Оутиз, член организации: «Глухие люди воруют друг у друга во время сбора средств для их организаций. Никто по-настоящему не обогащается». Пожертвования не вечны.

У нашего общества довольно богатый опыт сотрудничества, который создал здоровое чувство объединения и взаимопомощи. Например, если бы у нас было больше членов нашей организации, у которых уже есть свой бизнес, у них было бы больше мотиваций для пожертвования денег в достойные дела, поскольку они знают, что их бизнес от этого будет идти лучше.

Модель для подражания – Виноградник Марты. Почему?

Виноградник Марты (включая ближайший Чаппаквидский остров) -- это остров площадью 231,75 кв.км, расположенный по южную сторону Мыса Код, и более известный под названием просто "Виноградник". Находится в штате Массачутетс. Остров издавна был домом самых ранних известных обществ глухих; постепенно там развился особенный диалект жестового языка, Жестовый Язык Виноградника Марты. Сейчас остров известен больше как летняя колония, хотя численность людей, живущих там круглый год, растет из года в год с 1960-х годов, несмотря на возможность попасть туда лишь по воздуху или по воде.

Виноградник Марты может служить примером для нашей идеи о постройке своего города. Нора Эллен Гроус написала книгу «Здесь каждый говорил на жестовом языке». На острове Martha’s Vineyard автор нашла необычайную концентрацию глухих людей начиная с ранних 1600 гг. до самого последнего в 1952 году. В 1854 году в США был один глухой почти на 6 тысяч человек. На острове же соотношение составляло 1:155. В городе Чилмарк каждый 25-й человек был глухим. Дети на острове учились жестовому языку с детства; родители не были огорчены рождением глухих детей.

«Как же могло двуязычное общество (в котором каждый житель…учится говорить пальцами так же легко, как и языком) развиваться в обычной повседневной жизни? Широкое распространение жестового языка повлияло на каждый аспект общества Vineyard’а. Это был не просто вопрос использования языка; это было еще отношение слышащих к глухим и способность первых проще общаться. Не существовало языкового барьера и, как следствие этого – психологического барьера». («Здесь каждый говорит на жестовом языке», стр. 75)

Глухое население Виноградника Марты прекратило свое существование, когда остров стал известным «излюбленным основными жильцами местом побега», и глухая наследственность постепенно растворилась в не-островитянах.

Факты:
• подавляющее большинство глухих на острове зарабатывало среднюю сумму денег;
• глухие люди принимали полноценное участие во всех делах города и политике;
• слышащие островитяне часто говорили жестами даже тогда, когда среди них не было ни одного глухого человека.

Кто такой глухой-«жестовик»?

Жестовик – это:
1. определенная группа людей, которая пользуется красивым трехмерным языком;
2. термин, определяющий людей на основе культуры и поведения, а не на основе аудиограммы;
3. член активной группы людей с их собственной культурой, историей, фольклором и юмором;
4. группа людей, считающих вибрацию и видение глазами своими одинаково важными чувствами.

Изменения через естественные мотивы

Изменения могут быть проявлены через стимулы – некоторые естественные и некоторые искусственные. Примером естественного стимула на работе может быть следующее. Глухой человек владеет парикмахерской, родитель глухого ребенка входит туда, и так как он учит язык жестов медленно, общение будет проблемой.

Парикмахер понимает, что этот человек – его клиент, и будет приветствовать его тепло и гостеприимно с помощью ЖЯ. Это – пример естественного обмена и выгодной стороны для обоих: парикмахер зарабатывает деньги, а клиент узнает несколько новых жестов. Подобный сценарий не может повториться в клубах для глухих или в школах потому, что там нет денежной мотивации.

Если же мы построим Лоран, мы увидим стремительное развитие естественных взаимоотношений между глухими и слышащими жестовиками, потому что они будут играть многочисленные роли – соседей, коллег, планировать совместные фестивали, продавать/покупать товары и услуги, и многое другое.

Место для слышащих людей

В течение долгого времени большие массы слышащих людей: родителей глухих детей, самих детей и родственников глухих, студентов, коллег никогда не имели полного успешного контакта с обществом глухих. В Лоране мы дадим им эту возможность. Если мы будем работать вместе, мы создадим место, которое предоставит каждому возможность изучать друг друга, станут бегло говорить на ЖЯ, появится стартовая площадка для будущих поколений.

Предел – небо

Здесь имеется в виду, что человек может сделать что угодно, и лишь небо является для него пределом (в плане строительства).

Перевод с английского WinterLady

25 декабря 2006 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь