Общество глухих

Беззвучный мир: как глухие «чувствуют» музыку, общаются со слышащими и борются с непониманием

Беззвучный мир: как глухие «чувствуют» музыку, общаются со слышащими и борются с непониманием

В Тульской области проживают около 10-ти тысяч человек с нарушением слуха. Они ходят на работу, общаются со слышащими и борются за свои права. Об особом восприятии мира, этических нормах и работе слуховых аппаратов рассказали в региональном отделении «Всероссийского общества глухих».

Несколько ступенек до офиса, пара поворотов коридора – и Женя Мясникова занимает привычное рабочее место. Кивает коллегам, включает компьютер, открывает документы: сегодня предстоит оформить несколько заявок. Пока 20-летняя девушка выполняет утренние манипуляции, никто не произносит ни звука: в офисе стоит звенящая тишина, разбавляемая лишь щелчками кнопок клавиатуры и гудением системных блоков.

Обычного сотрудника такая ситуация насторожила бы, но не Женю. Ведь тишина – обычная спутница рабочего кабинета в региональном отделении Всероссийского общества глухих. Коллеги Жени либо совсем не слышат, либо имеют проблемы со слухом. Как и сама девушка: с детства она носит слуховой аппарат. Родилась Женя совершенно здоровым ребенком в щекинском поселке, но вскоре начала болеть.

- То грипп, то отит… Это привело к осложнениям, и я начала стремительно терять слух. На помощь пришел слуховой аппарат, к которому надо еще адаптироваться: ведь он передает пользователю все звуки одновременно, — рассказывает Женя.

Например, если обычный человек разговаривает с собеседником, а рядом играет музыка, он слышит мелодию на фоне. А носитель слухового аппарата воспринимает все «в куче», без акустического объема. В шумном месте приходится непросто. Также сложно воспринимать тихую речь, мужской бас, находиться в метро.

Но Женя привыкла: когда-то слуховой аппарат помог ей быстрее освоить речь. Пригодился в детском саду для глухих. Потом была школа для слабослышащих и первые шаги к мечте: Женя захотела стать дизайнером. Она пыталась поступить в профильный колледж, но девушку не приняли, посчитав ее школу коррекционной, а уровень подготовки абитуриента в связи с этим – недостаточно высоким. В результате Женя стала студенткой юридического колледжа и окончила его с отличием, но от мечты не отказалась: планирует подавать документы в вуз на дизайн. Собирается в будущем спроектировать дом мечты, где каждому найдется место независимо от его особенностей.

Пока девушка работает в отделении Общества глухих, а вместе с ней трудится ее одноклассник Яков Майер. Он хочет стать программистом и, возможно, разработать приложение, которое позволит облегчить жизнь слабослышащим и глухим. Ведь их коммуникация отличается от общения людей, которые не имеют проблем со слухом.

Объяснить на пальцах

Почти все глухие или слабослышащие, как Женя и Яков, знают минимум два языка – русский и русский жестовой язык (РЖЯ). Здесь каждой букве алфавита соответствует свое движение пальцев или кисти. Такая азбука называется дактилем. Как рассказали ребята, если долго не разговаривать на жестовом языке, то он постепенно, как и иностранный, забывается. Появляется своего рода акцент, и воспринимать быструю речь с помощью дактиля становится сложнее.

cats.jpg

Жестовый язык глухие дети начинают осваивать еще в младенчестве. Если ребенок с особенностями рождается у неслышащих родителей, коммуникация строится проще. Взрослые так же учат малыша первым словам «мама» и «папа», только на языке жестов.

Если глухой ребенок появился в семье, где взрослые не имеют проблем со слухом, процесс общения становится сложнее. Сам малыш без обучения не заговорит, а уровень его развития окажется ограниченным. Чтобы ребенок начал понимать родителей и у него возникла потребность высказаться, для накопления словарного запаса стоит использовать рисунки, приучать обращать внимание на артикуляцию губ. И, конечно, проконсультироваться со специалистом для подбора индивидуальной методики.

Адаптация

Глухие могут учиться как в специализированных школах, так и в обычных. Но, как рассказал председатель регионального отделения «Всероссийского общества глухих» Юрий Крылов, на уроках вместе с детьми без проблем со слухом учителя не используют жестовый язык.

- Мы добиваемся, чтобы жестовой язык принимали и в обычных школах. Чтобы ребенок мог сам решать, как ему изъясняться. Без этого тяжело осваивать программу для слышащих детей, — отмечает Юрий Крылов.

Вопрос этики

При коммуникации с глухими людьми есть несколько этических нюансов. Так, при общении через сурдопереводчика смотреть нужно не на него, а на самого собеседника, то есть на человека со слуховыми проблемами. Да и сам переводчик встанет так, чтобы не было соблазна на него поглядывать.

Чтобы привлечь внимание глухого, нужно осторожно тронуть его за плечо. Ни в коем случает не стучать по его голове, не размахивать перед лицом руками и не пытаться громко говорить в ухо – бесполезно. Можно написать текст на телефоне и показать экран.

Кроме того, среди глухих людей очень мало немых. И, когда человека с проблемами со слухом называют глухонемым, он очень обижается.

А как же искусство?

Среди слабослышащих людей есть талантливые артисты. Например, туляки из Общества глухих не раз становились лауреатами творческих конкурсов. Недавно вернулись из Хабаровска, попав в десятку лучших коллективов самодеятельности со всей страны. Весной собираются побороться за честь региона на соревнованиях в Санкт-Петербурге.

Но как же глухие танцуют, если не слышат музыку? Все просто: они улавливают вибрации и отсчитывают ритм. Например, для вальса не обязательно слышать мелодию: чтобы не сбиться, достаточно мысленно повторять «раз-два-три».

Существуют даже песни на жестовом языке.

Однако в обычном театре глухому зрителю трудно понять все особенности того, что происходит на сцене. Для полноты впечатлений постановка должна быть адаптирована.

Быт или не быт

В быту глухие испытывают определенные сложности, но чаще всего они не мешают жить полной жизнью. Так, переходя дорогу, неслышащий человек должен чаще смотреть по сторонам, чем обычный пешеход: ведь он не воспримет звуки «скорой», спешащий на вызов через красный сигнал светофора.

Среди глухих безработных практически нет. Туляки со слуховыми проблемами трудятся в такси, оборонной промышленности, занимаются бизнесом. Борются за свои права: сейчас в региональном отделении Общества добиваются введения вакансии оператора «112», чтобы люди с нарушением слуха не испытывали сложности при вызове экстренных служб. Глухие не могут позвонить сами, писать СМС при пожаре или другом ЧП слишком долго, видеосвязь подходит не всем: большинство глухих людей не всегда способны перевести с русского жестового на русский письменный. Тогда как сурдопереводчик сможет решить эту проблему, приняв звонок и отправив информацию профильным ведомствам.

Нарушения слуха имеет каждый 150-й житель Тульской области. И каждый имеет право быть услышанным.

https://www.tsn24.ru

16 января 2024 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь