Общество глухих

Жестовый язык: за или против?

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в статью 14

Федеральный Закон
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Согласно медицинской статистике, около четырех процентов людей испытывают серьезные проблемы со слухом, а около одного процента имеют либо остаточный слух, либо вообще лишены возможности слышать. Хотя многие слабослышащие в состоянии общаться со слышащими с помощью звуковой речи, такое общение вызывает у них проблемы, между собой же они всегда общаются с помощью языка жестов. Таким образом, количество граждан России, пользующихся языком жестов, превышает количество граждан, пользующихся большинство языков народов России.

Международное право признает необходимость изучения и использования языка жестов. Так, стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций на ее сорок восьмой сессии 20 декабря 1993 года (резолюция 48/96)) содержат следующее положение (II, b, 7): "Следует позаботиться о том, чтобы язык жестов применялся для обучения глухих детей, в их семьях и общинах. Следует также предоставлять услуги по сурдопереводу, с тем, чтобы способствовать общению глухих с другими людьми".

В настоящее время статус языка жестов в Российской Федерации регулируется статьей 14 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, содержащей норму "Язык жестов признается как средство межличностного общения". Такое определение языка жестов как средства межличностного общения лишает его правового статуса. Именно такая норма содержится в законе "О языках народов Российской Федерации", где прямо указывается, что закон не распространяется на языковую сферу межличностного общения. (“Настоящий Закон … не устанавливает юридические нормы использования языков народов Российской Федерации в межличностных неофициальных взаимоотношениях…”).

В настоящее время отечественные словари языка жестов содержат более шести тысяч жестов, в то время как большинство международных - не более двух тысяч. Однако использование этих возможностей затрудняется отсутствием единого стандарта, поэтому один и тот же жест может пониматься людьми, окончившими разные учебные заведения, по разному, что препятствует использованию языка жестов в официальной практике. Языку жестов необходимо придать официальный статус, а государство должно взять на себя его поддержку, в том числе выработку и поддержание официального стандарта языка жестов, позволяющего использовать его в публичной практике.

При установлении стандарта языка жестов возникает и естественный вопрос о сертификации организаций, оказывающих услуги по сурдопереводу, так как от них требуется знание официального "диалекта" языка жестов".

Проект обеспечивает гражданам Российской Федерации, нуждающимся в изучении языка жестов, возможность изучать его в государственных и муниципальных учебных заведениях в рамках общеобразовательных программ, таким образом официально признается двуязычие для слабослышащих - изучение ими как языка жестов, так и звуковой речи.

Для обеспечения реального функционирования языка жестов необходимо и создание государственной службы сурдоперевода, предусмотренное в проекте закона. Для этого вовсе не обязательно создание громоздких бюрократических структур, сотрудники государственной службы сурдоперевода (сурдопереводчики) могут оставаться как в составе органов социальной защиты, так и других организаций, высших учебных заведений, иных организаций и учреждений, работающих с языком жестов, однако должны пройти аттестацию и получать оплату со стороны государства за оказание услуг по сурдопереводу.

Предусматривается два режима предоставления услуг по сурдопереводу:

  • в случае выступления в государственных учреждениях, участия в судебном процессе и следственных действиях услуги по сурдопереводу оказываются бесплатно;
  • в сфере обслуживания и коммерческой деятельности услуги по сурдопереводу предоставляются государственной службой сурдоперевода или сертифицированных организаций предоставляются за плату.

Законопроект предусматривает подготовка в рамках правоохранительных органов, учреждений здравоохранения других организациях, имеющих дело со случаями экстренной помощи, достаточного количества сотрудников, владеющих минимально необходимыми навыками общения с помощью языка жестов, так как в ряде случае задержка с переводом может привести к гибели людей или невозможности получения необходимой информации.
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеют право использовать язык жестов в сфере обслуживания и коммерческой деятельности, для чего им по доступной цене предоставляются услуги по сурдопереводу государственной службы сурдоперевода, или сертифицированных организаций, оказывающих услуги по сурдопереводу. Лицо, обратившееся к услугам не сертифицированных организаций, оказывающих услуги по сурдопереводу, несет ответственность за допущенные ошибки и неточности в сурдопереводе.

Вносится депутатом Государственной Думы
А.В. Чуевым

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений и дополнений в статью 14 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Статья 1. Внести в статью 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563) следующие изменения и дополнения:

дополнить новыми частями второй и третьей следующего содержания:
"Язык жестов признается официальным языком Российской Федерации. Российская Федерация:

  • обеспечивает сохранение, изучение и развитие языка жестов, в том числе создание стандарта, необходимого для применения языка жестов в официальной и коммерческой сферах, сертификацию организаций, оказывающих услуги по сурдопереводу;
  • обеспечивает гражданам Российской Федерации, нуждающимся в изучении языка жестов, возможность изучать его в государственных и муниципальных учебных заведениях в рамках общеобразовательных программ;
  • создает государственную службу сурдоперевода и обеспечивает ее функционирование;
  • обеспечивает подготовку в составе правоохранительных органов, пожарной охраны, служб спасения, скорой помощи и других учреждений достаточного количества сотрудников, владеющих минимально необходимыми навыками общения с помощью языка жестов.
  • предоставляет льготы негосударственным программам поддержки, развития, изучения и применения языка жестов.

Правительство Российской Федерации разрабатывает федеральные целевые программы сохранения, изучения и развития языка жестов, и осуществляет меры по реализации таких программ, предусматривающих подготовку специалистов в указанной области, совершенствование системы образования в целях развития языка жестов и иные меры».

Дополнить частями четвертой - шестой следующего содержания:
«Финансирование мероприятий по обеспечению языку жестов официального статуса производится из государственной бюджета Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления могут разрабатывать соответствующие региональные и местные целевые программы.

Граждане Российской Федерации, использующие язык жестов, имеют право:

  • участвовать в работе органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, учреждений и предприятий в соответствии с их регламентами, уставами и правилами работы,
  • делать заявления, заявлять ходатайства, выступать, давать и получать объяснения при обращении в органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, учреждения и предприятия;
  • делать заявления, давать показания, заявлять ходатайства, выступать, давать и получать объяснения в ходе судопроизводства, дознания, следствия, производства по делу об административных правонарушениях;
  • для чего им предоставляются бесплатные государственные услуги по сурдопереводу.

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеют право использовать язык жестов в сфере обслуживания и коммерческой деятельности, для чего им по доступной цене предоставляются услуги по сурдопереводу государственной службы сурдоперевода, или сертифицированных организаций, оказывающих услуги по сурдопереводу. Лицо, обратившееся к услугам не сертифицированных организаций, оказывающих услуги по сурдопереводу, несет ответственность за допущенные ошибки и неточности в сурдопереводе»;

часть вторую считать часть седьмой и в ней слова «Язык жестов признается как средство межличностного общения» исключить;

часть третью считать частью восьмой и в ней слова «органы социальной защиты» заменить словами «Государственная служба сурдоперевода и органы социальной защиты».

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации

Заключение комитета по проекту федерального закона
О внесении изменений и дополнений в статью 14 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
(первое чтение)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике
по проекту федерального закона № 339723-3 "О внесении изменений и дополнений в статью 14 Федерального закона "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации"

(внесен депутатом Государственной Думы А. В. Чуевым)

Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рассмотрел проект федерального закона № 339723-3 "О внесении изменений и дополнений в статью 14 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы А.В. Чуевым, и сообщает.

Согласно статьи 14 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации, язык жестов признается как средство межличностного общения, вводится система субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ и кинофильмов, органы социальной защиты населения оказывают инвалидам помощь в получении услуг по сурдопереводу, предоставлении необходимой для этой цели техники.

Законопроектом вносятся дополнения в статью 14 указанного Федерального закона, в соответствии с которыми языку жестов придается статус официального языка Российской Федерации, предусматривается создание государственной службы сурдоперевода, системы специализированной подготовки сотрудников различных государственных органов, гарантируется возможность изучения языка жестов в государственных и муниципальных учебных заведениях в рамках общеобразовательных программ, а также обеспечение участия граждан, использующих язык жестов, в отправлении правосудия, работе органов государственной власти и местного самоуправления и др.

Согласно представленному финансово-экономическому обоснованию принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, поскольку средства на обучение языку жестов предусмотрены в "рамках действующего бюджета".

В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 8 сентября 2003 года № 178 законопроект направлялся для замечаний и предложений субъектам права законодательной инициативы и в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
На законопроект поступило 29 отзывов от законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из них: 14 положительных, 15 отрицательных. От высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поступил 17 отрицательных отзывов.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, не поддерживающие законопроект, указывают следующие мотивы: язык жестов является средством межличностного общения лишь определенной категории граждан (глухих и слабослышащих), поэтому придавать ему статус официального языка Российской Федерации нецелесообразно; действующее законодательство Российской Федерации в полной мере обеспечивает равные возможности инвалидам в использовании языка жестов, а в случае необходимости в услугах сурдопереводчиков.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию представленного законопроекта по указанным выше мотивам, а также в связи с тем, что предлагаемое автором создание государственной службы сурдоперевода, а также системы специализированной подготовки сотрудников государственных органов потребует значительных вложений из средств федерального бюджета.

Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления не поддерживает законопроект в части признания языка жестов официальным языком Российской Федерации, но поддерживает в части установления языку жестов дополнительных государственных гарантий.

Правительство Российской Федерации в своем заключении не поддерживает принятие законопроекта. Мотивы такой позиции Правительства во многом совпадают с вышеобозначенными: (языку жестов не может быть придан статус официального языка, поскольку он является средством межличностного общения определенной категории граждан; действующие законодательные акты Российской Федерации обеспечивают равные возможности инвалидам, использующим язык жестов, в реализации предоставленных им прав; реализация законопроекта потребует дополнительных затрат федерального бюджета, не предусмотренных в 2003 году). Одновременно отмечается, что установление статуса официального языка Российской Федерации относится к предмету регулирования Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", а подготовка специалистов по сурдопереводу и сурдопедагогов осуществляется кафедрами дефектологии педагогических институтов и университетов.

Правовое управление Аппарата Государственной Думы указывает на то, что законопроект противоречит требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку не содержит норм, определяющих источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе в случае необходимости передачу финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты других уровней.

Законопроектом снижаются гарантии по предоставлению бесплатных услуг по сурдопереводу нуждающимся в нем гражданам. Так, в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях право на бесплатные услуги по сурдопереводу предоставляется всем гражданам независимо от гражданства, а законопроект такое право гарантирует только гражданам Российской Федерации.

Законопроект противоречит Федеральному закону "О техническом регулировании" в части предлагаемой автором сертификации организаций, оказывающих услуги по сурдопереводу.

В заключении Правового управления также указывается на необходимость приведения используемой в законопроекте терминологии в соответствие с терминологией, используемой в действующем законодательстве.

Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике не поддерживает проект федерального закона № 339723-3 "О внесении изменений и дополнений в статью 14 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы А.В. Чуевым, и рекомендует отклонить его при рассмотрении в первом чтении.

Председатель Комитета А.В.Селиванов

15 февраля 2006 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь