Общество глухих

«Это уважение». Почему глухим детям важно, чтобы с ними говорили на жестовом языке

В Белгороде 60 педагогов школы-интерната № 23, где учатся дети с нарушением слуха со всей области, прошли курс обучения языку жестов

«Это уважение». Почему глухим детям важно, чтобы с ними говорили на жестовом языке

Павел Захаров и Сергей Балабанов прекрасно общаются на языке жестовФото: Наталия Козлова

Это стало возможным благодаря региональному отделению Всероссийского общества глухих. Их проект «Поможем педагогам говорить с глухими детьми на родном для них языке – языке жестов, который признан государством» получил финансовую поддержку Фонда президентских грантов.

Основам русского жестового языка педагогов обучали специалисты из Новосибирского государственного технического университета. «Белгородские известия» побывали в школе и узнали у учеников и учителей, как занятия повлияли на повседневную учёбу.

Нашли общий язык

«Жестовая речь выразительная, эмоциональная, интересная. Например, у нас есть учитель биологии Ирина Пухова, она знает жесты, её уроки очень интересные. Когда нужно, она говорит на жестовом языке», – рассказывает семиклассник школы №?23 Павел Захаров.

У него большая дружная семья: родители, младший брат и совсем крохотная сестрёнка. Родной язык семьи – жестовый.

«Конечно, хочется, чтобы учителя знали жестовую речь. На уроке мы говорим, но на перемене общаемся жестами, – говорит Павел. – Раньше Сергей Сергеевич, он ведёт физкультуру, не знал языка жестов, а теперь с ним очень интересно общаться. Поздороваться, спросить, как дела».

Лидия Свеженцева. Фото Вадима Заблоцкого

Учитель физической культуры Сергей Балабанов работает в школе первый учебный год.

«Мне помогли завучи. Они подобрали мне классы, где ребята с ослабленным слухом. Очень помогли коллеги – учителя физкультуры с огромным стажем Николай Осьмаков и Александр Тимощук. Поначалу было сложно. Могу провести параллель с иностранцами (педагог изучает английский и турецкий языки – прим. авт.). Ты можешь быть тренером самого высокого уровня, но если нет коммуникации, то уровень падает, – говорит он. – Конечно, мы говорим с детьми, следуя учебному плану. Но ты можешь показать буквально пару жестов, и ребёнок уже поймёт тебя, заинтересуется. Язык жестов намного быстрее, чем разговорная речь».

Культура общения

Учителя ведут уроки, как положено по программе, на русском языке, а жестовым дополняют учебный материал. Так занятие становится куда более инверсным и понятным. Помогает жестовый язык выучить детям и новые слова на разговорном. А ещё на жестовом языке общаются во внеурочное время.

«Жизнь подсказала, что глухой с глухим будет разговаривать жестами, и культура общения нашего общества с глухими заключается в том, чтобы мы тоже понимали язык. Почему?то глухой должен к нам адаптироваться, а мы нет. Это абсурд. Можно, конечно, написать на листочке, но когда ты говоришь на родном человеку языке – это совсем другое отношение, это уважение», – объясняет директор школы Александр Годин.

Педагоги замечают, что такая коммуникация помогает не просто заниматься на уроке, но и наладить эмоциональную связь с детьми, построить доверительные отношения. Что ещё очень важно – с глухими родителями.

Павел Захаров

Павел Захаров / Фото: Наталия Козлова

Не быть белой вороной

«Проблема с жестовым языком обострилась, когда началось дистанционное обучение. Образовательные платформы не приспособлены для глухих: там нет ни бегущей строки, ни субтитров. Понятно, что учителя и дети приспособились: мессенджеры, фотографирование, но всем стало понятно, что надо применять иные способы общения», – поясняет председатель белгородского отделения Всероссийского общества глухих Юрий Шашнин.

С командой коллег он подал заявку в Фонд президентских грантов, удалось получить поддержку 700 тыс. рублей. На эти деньги закупили специальную литературу и 30 комплектов дактильной азбуки для занятий с малышами. Провели обучение педагогов языку жестов.

В России две лаборатории русского жестового языка, которые изучают его как отдельную структуру. Одна находится в Москве. Столичные расценки не подошли белгородцам, поэтому они обратились за помощью в Новосибирск. Из вуза приехали три преподавателя. Двое из них глухие, а третий – дочь глухих родителей, которая в совершенстве владеет жестовой речью.

«Это уважение». Почему глухим детям важно, чтобы с ними говорили на жестовом языке - Изображение 1

«Это уважение». Почему глухим детям важно, чтобы с ними говорили на жестовом языке - Изображение 2

«В марте на каникулах нам рассказали, что приедут большие профессионалы из Новосибирского университета. Я с радостью согласился воспользоваться такой возможностью. У нас была неделя интенсивных занятий. Погружение полное. Преподаватель глухая. Это, по мне, очень правильный подход, – говорит Сергей Балабанов. – Опять же параллель с иностранными языками. Если ты постоянно говоришь по?русски на занятии и только отдельные фразы на другом языке, то не добьёшься успеха. Нам строго запретили говорить. Если с соседом обсуждаешь какую?то тему, то можешь использовать всё, но не речь».

Учитель поясняет, что очень помогает ручная дактильная азбука. Если какое?то слово не получается показать жестами, то можно его продактилировать. Он замечает, что если каждый день, кроме работы, хотя бы по полчаса уделять изучению жестового языка, то за год можно уже не быть белой вороной в классе глухих ребят.

«Жестовый язык нужен. Социальный климат стал благоприятнее. Улучшили контакт не только с детьми, но и с их глухими родителями. А это и есть доброжелательная школа. Она может говорить, объяснить не только ученику, но и его родителям», – уверен Шашнин.

Иллюстрация Любови Турбиной

Плюсы и минусы

Уже после того как в Белгороде стартовали курсы, необходимость изучать жестовую речь признали и на всероссийском уровне.

Институт коррекционной педагогики Российской академии образования и Всероссийское общество глухих подписали соглашение о сотрудничестве. Профессионалы согласились, что теперь необходимо применять жестовый язык в обучении детей с нарушением слуха. Ранее специалисты массово не поддерживали жестовую речь в школах.

«Почему было такое табу, я точно не могу понять. Было несколько точек зрения, несколько учебных программ. У них есть плюсы и минусы. Я считаю, что никогда не нужно отрицать альтернативные возможности и перспективы для обучения ребёнка. К каждому нужен индивидуальный подход, а не буквальное следование программе, – говорит Юрий Шашнин. – Когда я учился, жестовый язык был запрещён. Нас учили говорить, нас начитывали, натаскивали. Это, может быть, помогло мне в жизни социализироваться, но если ребёнок глухой, надо использовать все возможности, все методики. На переменах после школы глухие и слабослышащие дети между собой общаются жестами. Я уверен, что теперь все будут использовать разные способы и это пойдёт на пользу в первую очередь детям».


Наталия Козлова
https://www.belpressa.ru

04 июля 2021 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 05.07.2021 09:19
Если ребенок имеет остаточный слух, то использование ЖЯ может негативно оказать на развитие речи ребенка, превратить его в тупоголового гражданина, неспособного что-то нацарапать на бумаге и прочитать объявление о приеме на работу. Об этом должны знать специалисты из института коррекционной педагогики Российской академии образования. Если вы хотите, чтобы выш ребенок общался с вами на родном русском языке и учился с нормальными студентами, берегите его от РЖЯ.
Пользователь
Гость 05.07.2021 10:49
(Гость 05.07.2021 09:19) Хахахаха, в какой школе сейчас учат на жестовом? Там всегда учили и учат как надо, то есть так как знают специалисты коррекционной педагогики и... В итоге выпускаются тупоголовые граждане, неспособные что-то нацарапать на бумаге и прочитать объявление о приеме на работу
Пользователь
Гость 05.07.2021 12:32
Примитивный "пиджин"-РЖЯ на бытовом уровне - это все-таки не грамотный КЖЯ, на каком говорят профессиональные суропереводчики в "Новостях".

Эти две ветки ЖЯ - как деревенский диалектный говор-"суржик" (собственно везде активно распиариваемый воговцами РЖЯ) и грамотная литературная речь образованного человека (КЖЯ).

Слова и понятия в КЖЯ - практически передаются так же, как у слышащих, и примитивный РЖЯ их далеко не полностью передает.. Этого-то как раз многие т.н. "специалисты коррекционной педагогики" и не учитывают, их задача - кое-как довести до сознания глухого самые общие понятия, не заботясь о грамотности, типа "твоя-моя, ходи-бери", т.е. натаскать, каке обезьяну, на самые примитивные жесты РЖЯ (даже не КЖЯ"), а дальше - хоть трава не расти...

РЖЯ понимает? Понимает. Значит - социализирован, дадим ему сурдопереводчика! "Л" - логика.

И кто их вообще сертифицировал, этих "коррекционных специалистов", с таким процентом безграмотного брака на выпуске практически во всех спецшколах?
Пользователь
Гость 05.07.2021 12:48
"...поясняет председатель белгородского отделения Всероссийского общества глухих Юрий Шашнин.
С командой коллег он подал заявку в Фонд президентских грантов, удалось получить поддержку 700 тыс. рублей. На эти деньги закупили специальную литературу и 30 комплектов дактильной азбуки для занятий с малышами. Провели обучение педагогов языку жестов..."

Шта-а-а? На 30 картонных наборов с нарисованной ручной азбукой глухих (см. фото) и на столько же бумажных учебников ухнуть аж 700 000 рублей? Это когда целая ежегодно изобретаемая "говорящая перчатка" для глухих всего-то в 500 000 рублей обходится?...О_о

Этот Юрий Шашнин прям так и просится в ЦП ВОГ на повышение, на должность первого зама самого преза ВОГ Иванова...)))
Пользователь
Гость 05.07.2021 13:34
(Гость 05.07.2021 12:32) кто где примитивный? Жестовый язык не примитивен, примитивен это тот кто его достаточно не знает и повторяет за спецами ЖЯ не знающими и с конвейера выпускающие людей не умеющих писать и читать. Я лично на ЖЯ тебе могу лецию по ядерной физике прочесть, но если ты эту физику не поцмешь то это не значит что примитивен ЖЯ, тут скорее примитивна твоя башка.
Пользователь
Гость 05.07.2021 13:57
Да какал на лекции по ядерной физике, у нас сумасшедших профессоров и так хватает, станки не могут нормальные сделать, все импортные покупают, чтобы только доказать всему миру что сумасшедших еще хватает. Примитивная наша башка первого космонавта в космос отправила, чтобы найти там что-то съедобное, но нет там же в космосе мухоморов и не растут они там. В космосе и водку пить нельзя, и закуску не сделаешь, так как ничего там не растет, а эти сумасшедшие нам еще будут лекции по ядерной физике что-то читать, от этой ядерной физики ничего не вырастет, хлеба не соберешь, ни огурчиков. Тьфу. ЖЯ и полезен для космонавтом, чтоб не орали на открытом космосе, никого там нет.
Пользователь
Гость 05.07.2021 14:03
(Гость 05.07.2021 13:57) кому помахать на великом и могучем жя в открытом космосе, если там никого нет?
Пользователь
Гость 05.07.2021 14:46
(Гость 05.07.2021 14:03) если ты в космосе то разговаривай сам с собой на великом звуковом
Пользователь
Гость 05.07.2021 14:48
(В вакууме открытого космоса вообще-то звук не распространяется - закон физики. Так что если сдохли аккумуляторы в рации скафандра - только руками и махать: либо на ЖЯ, либо флажками, как на кораблях... ))))
Пользователь
Гость 06.07.2021 11:10
(Гость 05.07.2021 12:48) какую травку куришь?
Пользователь
Гость 06.07.2021 12:38
(Гость 06.07.2021 11:10) Вижу, у вас травка позабористей. Поделитесь?
Пользователь
Гость 03.09.2021 11:09
Грубо! Откуда такие познания? (Гость 05.07.2021 09:19)

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь