Общество глухих

Лавры и тернии Александра Фомичёва

Наши читатели хорошо знают слабослышащего режиссера, выпускника ВГИКа Александра Фомичёва. О его кинотворчестве «ВЕС» писал не раз. А недавно стало известно о новой победе Александра. В Москве состоялось награждение лауреатов Всероссийской Национальной премии за доброту и гуманизм в искусстве «На благо мира». Фильм Александра Фомичёва «Ключи» завоевал 1-е место в номинации «Художественное кино. Дебют». Интересно, что 2-е место было присуждено ленте Константина Хабенского «Собибор», которая недавно выдвигалась на премию «Оскар» от России. Вот такой уровень конкуренции!


А. Фомичев получает премию «На благо мира»

«На благо мира» — это премия за доброту в искусстве, благотворительный проект, направленный на улучшение культуры и духовной атмосферы в обществе. Данная премия вручается в 12-ти номинациях по итогам зрительского голосования на портале Премии. Затем экспертный совет, в который вошли: А. Михайлов, Л. Казарновская, Амария, М. Дунаевский, Л. Вербицкая, И. Гомес, Р. Туминас, Г. Куценко, выбрал победителей.

Напомним читателям, что фильм Фомичёва «Ключи» стал его дипломной работой во Всероссийском институте кинематографии (ВГИК). Александр до поступления снял ленту «Шанс», а во время учёбы – «Опомнись», «Дом на дереве» и «Ключи». Так вот, «Шанс» собрал богатый урожай – 17 призов международных и российских фестивалей. А короткометражку «Опомнись» можно посмотреть на Ютубе, где ее зрителями стали уже 16 миллионов человек, фильм также удостоился нескольких призов на кинофестивалях.


Кадр из фильма «Ключи»

Впечатляющее начало творческого пути молодого кинематографиста. А как Александр начинал свой путь в большое кино? И что у режиссера в дальнейших планах? Об этом он рассказал нам в интервью.

— Александр, вы помните момент, когда вас осенило, что будете снимать кино?
— Такого момента, озарения не было. С детства я мечтал стать клоуном, мне нравилось вызывать в людях положительные эмоции и улыбки! Поэтому с самого детства старался удивить, развлечь, рассмешить людей, не всегда это было удачно, например, как-то в детском саду, когда окулист проверял зрение, я специально путал изображения. Врач не понял юмора, вызвал бабушку и сказал, что меня надо отправить в школу для слепых. Пришлось ехать в больницу и повторно проходить обследование. Когда мне было лет 9, бабушка увидела объявление в газете, что идёт набор в детскую цирковую студию «Шари-вари», мы с ней сходили туда, мне очень понравилось. Сказал, что хочу быть клоуном, тогда руководитель студии Пётр Иванович Подгорецкий объяснил мне, что это самая сложная профессия, потому что клоун должен владеть всеми видами цирковых жанров. Со временем, овладев всеми необходимыми навыками, я стал ведущим клоуном студии, параллельно выступая в сложных акробатических номерах.


А. Фомичев в образе клоуна выступает перед юными зрителями

— Вы плохо слышите с рождения?
— Не могу точно ответить. Я родился в семье, где мама неслышащая, а отец слабослышащий, но с нами он не жил, впервые с ним пообщался спустя 28 лет. Воспитанием моим занималась бабушка, она так хорошо подготовила меня к школе, что я уже мог писать, читать и знал наизусть таблицу умножения. Из-за этого мне было скучно на уроках, и я хулиганил, поэтому меня отправили на последнюю парту. Вот отсюда и начались проблемы – начал хуже учиться, получал двойки. Где-то в 3 классе, руководитель вызвала бабушку и сказала, что не справляется со мной, посоветовала отправить меня в школу для умственно отсталых. Конечно, я туда не хотел. Признался, что хуже стал слышать. ЛОР-врач обнаружил у меня тугоухость. Меня посадили на первую парту, после чего успеваемость пошла в гору. Помимо того, что я участвовал в творческой жизни школы, также принимал участие в городских олимпиадах по химии, во всеукраинском конкурсе по физике, где я вошёл в топ-100. Закончил 9 классов с золотой медалью, а школу – с несколькими четвёрками.

— А цирковую студию не бросили?
— Нет, продолжал заниматься. Много выступали по детским домам, садикам, школам. Когда дети провожали нас до ворот, они кричали: «Дядя клоун, не уходи!» Это было так трогательно, потому что дети очень чувствуют людей. Также я участвовал во всех мероприятиях, организованных обществом глухих, и меня регулярно посылали на фестивали Украинского общества глухих (УТОГ) по фокусам, жестовой песне, клоунаде. В 2004 году на Международном фестивале клоунады глухих в Киеве получил приз «Лучший молодой исполнитель». Тогда-то меня и приметил директор киевского театра мимики и жеста «Радуга» Владимир Михайлович Гончаренко. Он посоветовал бабушке, чтобы мы приехали в Киев и попробовали поступить на работу в театр, а также на учебу в Академию эстрадного и циркового искусства. Мы так и сделали, меня взяли в театр и в академию.

— Тогда и появились мысли о кино?
— Они появились на втором году обучения и работы, после того, как наш театр посетил режиссёр Мирослав Слабошпицкий, который набирал актёров для короткометражного фильма «Глухота», он выбрал меня. После съёмок в этом проекте я загорелся желанием снимать собственный фильм. Сначала написал сценарий. Показал его директору «Радуги», прочитав, он прослезился и дал добро. Так началась работа над фильмом «Шанс».


Моменты съемок фильма «Ключи»

— Эта кинолента стала поворотным моментом в вашей жизни?
— Да, после съемок и монтажа фильм попал в конкурсную программу международного кинофестиваля «Золотой Чарли» в 2011 году. И неожиданно нам присудили три приза: «Гран-при», «Лучший молодёжный фильм» и «Лучшая мужская роль». После этого посыпались приглашения на фестивали, и за несколько лет «Шанс» завоевал 17 наград европейских и международных кинофестивалей. Фильм получил первый приз памяти Л.М. Гурченко от ВГИКа на международном кинофестивале «Харьковская сирень». Меня внесли в книгу рекордов УТОГ, как первого неслышащего продюсера, режиссёра и автора сценария, снявшего фильм о глухих и для глухих.

— Быстрый успех не испортил вас?
— Нет, я понимал, что мне надо еще многому научиться. Бабушка считала, что надо развивать мои способности режиссера. И я подал документы в Киевский национальный университет театра, кино и телевидения, на отделение режиссуры. Для справки: неслышащие там никогда до меня не учились. За несколько месяцев до поступления, у меня резко упал слух, но все же я поступал на общих основаниях, пользуясь двумя слуховыми аппаратами. По набранным баллам на вступительных экзаменах я оказался первым в списке всех абитуриентов. Обучение было вечернее, параллельно я продолжал работу в театре, и вскоре меня назначили заместителем директора театра «Радуга». Помню, что в первый же день мне поручили важное дело – встретиться с ректором Академии эстрадного и циркового искусства, и выбить место для обучения неслышащей девушки, так как бывший зам. директора не подал заявку в министерство культуры, и квоты на этот год не было. Проведя несколько часов с ректором, мне удалось его убедить.

— А как вышло, что вы стали студентом знаменитого ВГИК (института кинематографии) в Москве?
— В конце 2014 года мы с семьёй решили, что в Москве у меня будет больше возможностей проявить себя в кино. Уволился из театра, забрал документы из университета в Киеве, уехал в Симферополь. Там добился направления на учебу в Москву по квоте Крыма, и меня приняли во ВГИК, на второй курс (в Киеве закончил три курса). И скажу, что не жалею об этом решении. ВГИК дал мне замечательные возможности – во-первых, я на практике постиг процесс съемки большого кино, во-вторых, завел много знакомств и контактов в мире кинематографа.


Моменты съемок фильма «Ключи»

— Ваша учебная короткометражка «Опомнись» установила уникальное достижение, набрав 16 миллионов просмотров в интернете на Ютубе. В чем секрет такой популярности фильма?
— Я и сам не ожидал, это рекорд для студенческих работ ВГИКа, и вообще для короткометражного кино. Снимал его, учась в мастерской Аллы Григорьевны Плоткиной. Те сценарии, которые я просмотрел, мне не понравились, пришлось писать свой вариант, чтобы вложить в проект те мысли, что были мне важны – о внимании к своим близким и заботе о них. На мой взгляд, на успех повлияла правильная рекламная подача фильма и важный социальный смысл. Так сказать, шкатулка с сюрпризом.

— Во время учебы во ВГИКе кто из педагогов на вас оказал большее влияние?
— Пожалуй, каждый из педагогов оказал то или иное влияние, но есть педагоги, которых можно было слушать часами. Они владели своей профессией и теорией настолько сильно, и умели это подать, чтобы это было максимально доступно, и интересно – В.В. Коршунов, В.С. Калинин, В.И. Мильдон.

— Творчество каких кинорежиссеров вы любите?
— Какого-то одного, самого любимого режиссера, который на меня оказал самое большое влияние, не могу назвать. Конечно, ценю классику отечественных, итальянских, французских, американских режиссёров, которых изучали в институте. Но более мне важны фильмы, которые затрагивают сердце, вызывают эмоции. Например, часто пересматриваю «Список Шиндлера», очень нравится этот фильм.

— Свою семью уже успели создать?
— Да, я женат на актрисе Театра мимики и жеста Ани Абрамян, у нас растёт дочка Амалия, ей уже полтора года.


Александр с женой и дочкой

— Вы сообщали в Фейсбуке, что снимаете новый социальный фильм с участием известного рэпера Басты. Над чем еще работаете?
— Это социальный ролик, в котором меня попросили принять участие в порядке благотворительности, чтобы реализовать мечту девочки Алёны. Кроме того, в прошлом году снял музыкальный видеоклип для Дарьи Черной и Кая Метова. Вместе с Геннадием Алхимовым, спонсорами Валерием Верещагиным и Марией Янковской, а также с замечательными актёрами: А. Сидельниковым, В. Светловой, О. Рокхом, В. Колесниковой, Д. Битулиным, М. Тивяковой сделали полнометражный художественный фильм «Вызывающие». Сейчас эта лента монтируется и будет разъезжать с коммерческим прокатом по миру. Но эти проекты не приносят постоянного заработка. После выпуска из ВГИКа я рассылал свои резюме и фильмы на киностудии и продюсерам, но пока никто не предложил что-нибудь серьезное.


На съемках социального фильма «Протест» с рэпером Бастой (стоит 1-й слева)

— Парадокс, что молодой, подающий надежды режиссер, отмеченный призами на многих кинофестивалях, мало востребован и не завален заказами. Мне кажется, что если бы такая история происходила в Голливуде, то такой режиссер был бы нарасхват у продюсеров…
— Надеюсь, что такая ситуация временная, и в дальнейшем с предложениями работы будет получше. Чтобы не ждать у моря погоды, я открыл собственное производство BRILLIANT PRODUCTION, на страничках в соцсетях предлагается создание видеопродукции любой сложности – фильмов, музыкальных клипов, рекламных роликов. В будущем хотелось бы помогать молодым талантам, находить свою дорогу в мире творчества.

— Благодарю за интервью. Желаю вам новых ярких проектов и веры в свои силы!

Беседовал Василий Скрипов
Опубликовано в журнале
«В едином строю» №2-2019

https://voginfo.ru

20 марта 2019 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь