Общество глухих

Путешествие дефектолога: Школа и колледж для глухих в Любляне

Словения снова доказала, что Земля круглая и знакомых можно найти везде! Светина сестра и ее муж помогли мне договориться со школой для глухих детей и попасть в нее. Времени выделили немного, но встретили очень тепло! Мне удалось поговорить о школе с заместителем директора.

Раньше в Любляне училось много глухих детей, с развитием кохлеарной имплантации их становится меньше и меньше. Как и в России, условия для работы учителей непростые. Государство не позволяет учить в классе одного ребенка, поэтому детей разного возраста обычно объединяют. В одном классе могут учиться дети 10, 11, 12 лет — по совершенно разным программам. Для учителя это очень сложно.

Школа - вид снаружи
Школа — вид снаружи

В Словении необычная система обучения. Все дети идут до школы в детский сад, затем начинается начальная школа, которая длится 9 (!) лет. С первого по девятый класс. Затем в обычных школах дети могут выбрать — идти и учиться 3 года в гимназии и после этого поступать в университет или учиться 4 года в колледже и параллельно получать профессию.

Школа для детей с нарушением слуха позволяет детям обучаться здесь 9 лет, а затем 4 года учиться профессии. Ребята могут стать поварами, программистами, техниками, могут работать с принтерами и печатной техникой, создавать мультфильмы или работать на станке в деревообрабатывающей промышленности. У них большой выбор, а школа располагает хорошими мастерскими и всем необходимым оборудованием для обучения.

Школа является смешанной. В ней обучаются дети с нарушением слуха, речи и дети с аутизмом. 9 лет начальной школы дети каждой группы учатся раздельно, но последние 4 года обучения всех детей объединяют. То есть на всех общеобразовательных уроках в одном классе находятся дети не только разного возраста, но и дети с разными нарушениями. Потому что государство плохо финансирует школу и не позволяет содержать класс для нескольких человек. Представьте себе класс, где учатся дети разного возраста и у одного — нарушение слуха, у другого — речи, у третьего — аутизм. Представили? Сложно. Очень. Не представляю, как работают учителя. Но работают! И добиваются хороших результатов. Мне удалось посмотреть один урок словенского языка в начальном классе, так там в середине урока одна девочка вздыхает и громко говорит: «Бедный учитель…».

Мастерская
Мастерская

В школе есть и глухие учителя, они ведут уроки жестового языка, обучают ремеслу. Подавляющее большинство учителей знает жестовый язык. Тем, кто не знает — предоставляется переводчик.

Система обучения — билингвальная. Подробнее о ней можно прочитать здесь.

Из всего вышесказанного, можно понять, что школа представляет собой комплекс: детский сад, школа, колледж. Выпускники заканчивают обучение с дипломом о среднем профессиональном образовании. Все экзамены — общие для всей Словении, дети сдают их наравне со слышащими. Однако в школе происходит разделение на два уровня подготовки детей. Часть из них сдает общегосударственный экзамен Словении, часть — другой экзамен, составленный учителями этой школы. Он не упрощенный, но немного другой. Отличаются формулировки заданий, форма подачи материала. Однако обе категории детей получают одинаковый диплом об образовании.

Школа также является интернатом. Дети могут жить здесь в течении недели.
Школа также является интернатом. Дети могут жить здесь в течении недели.

Как я уже сказала, мне удалось посмотреть один урок словенского языка в начальной школе. Класс — смешанный. Дети по двое работают по разным учебникам, выполняют разные задания. Однако, разминка и тема урока обычно общие. Например, падежные вопросы — кому? чему? Но упражнения для детей в рамках одной темы — разные. Те, кто младше — подкладывают картинки с одушевленными и неодушевленными предметами под соответствующие вопросы. Кто старше — дифференцируют падежные вопросы.

У всех детей есть уроки по развитию речи — индивидуальные занятия с логопедом. Они проводятся два раза в неделю в течении всего процесса обучения.

В Словении уже чувствуется общее с Россией прошлое. Многое они изменили, но даже школа внутри напоминает наши. Проблемы и сложности — все те же. Но учителя не отчаиваются и с каждым годом стараются добиться позитивных изменений и улучшения результата обучения.

Школьный магазин

У школы есть свой магазин. Всю продукцию для этого магазина делают учащиеся и ученики школы. Сам магазин небольшой, но очень уютный! Там продаются чудесные вязаные изделия, футболки, книги, украшения… Там работает невероятно открытая женщина, которая с удовольствием рассказывает про магазин и его особенности. Дети с радостью даже в свое свободное время шьют, вяжут и мастерят изделия для магазина. А многие книги, которые вы можете там увидеть, написаны учителями школы. Это книги со словенскими сказками, часть из них переведена на английский язык, а часть — даже на жестовый! Я впервые увидела книги на жестовом языке.

В магазине также проходят творческие встречи. Там организованы бесплатные курсы жестового языка. Регулярно проводятся лекции на тему дефектологии, особенностей психологии и особенностей работы с детьми с ОВЗ.

Словенская сказка на жестовом языке
Словенская сказка на жестовом языке

Будете в Любляне — не проходите мимо! Магазин находится в самом центре города, на одной из главных улиц.
И там очень здорово.

Адрес магазина:
Stari trg 24, Ljubljana


Юлия Гермашова
http://deaf-planet.ru

11 ноября 2017 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь