Общество глухих

Гусев Владимир: Обновленный путь музыкального развития глухих детей

Психолого-педагогической наукой доказано, что уровень музыкальности, рост музыкальной культуры подрастающего поколения прямо пропорционален уровню интеллектуального и умственного развития детей и подростков. Нарушения слуха (а значит и речи) значительно снижают одно из пяти основных сенсорных чувств человека, что может негативно сказаться на его общем развитии. Человек, лишённый слуха, воспринимает окружающую жизнь посредством зрительного и других сохранных анализаторов, а специальная коррекционная педагогика систематически и целеустремлённо разрабатывает методы и приёмы, позволяющие нивелировать органический недостаток.

В нашем городе – около 30 тысяч людей с проблемами слуха, из них детей и подростков – более 2 тысяч.

Государство, городские органы власти, а также научные работники делают всё возможное, чтобы жизнь таких детей была интересной, насыщенной жизненной информацией, чтобы остаточный слух стал основой музыкального и культурного развития.

В Астраханском государственном университете на кафедре педагогики и предметных технологий профессором И.Г. Лаптевым разработан проект «Обновлённый слух», получивший поддержку в качестве гранта общероссийской конкурсной программы «Новый день». Суть проекта заключается в развитии и реализации потенциальной возможности музыкального развития глухонемых и слабослышащих детей на принципиально новой основе – игре таких детей на блокфлейте.

Идеей проекта послужило утверждение доктора медицинских наук, профессора В.П. Морозова о «костно-тканевой проводимости, которая в слуховых восприятиях играет большую роль». Вибрационно-воздушные колебания при звучании блокфлейты воспринимаются не столько остаточным слухом, сколько костно-тканевой проводимостью исполняемых ребёнком звуков.

Не секрет, что такой принцип восприятия музыки традиционно используется, когда дети прислоняются всем телом к деке пианино или несколько напряжённо воспринимают, совершенствуя кинестетические ощущения, разнохарактерную вибрацию пола при звучании фортепиано. В настоящее время на помощь пришли технические средства музыкального обучения и воспитания. Например, под музыку фонограммы, не без визуальной поддержки воспитателя, подростки плавно, размеренно и на удивление чётко кружатся в ритме вальса. Или, глядя на руки играющего на пианино музыкального руководителя, дети в соответствующем темпе ритмически верно играют на различных ударных инструментах.

Но одно дело – визуально-тактильное восприятие музыки, и другое – когда ребёнок с нарушением слуха сыграл и услышал несколько музыкальных звуков, а затем на двух или трёх звуках сочинил «собственную» мелодию.

Директор специализированной коррекционной начальной школы-детсада «Верботон» Галина Петровна Богданова, несмотря на загруженность детишек, ежедневно к вечеру уходящих домой, несмотря на то, что в этом специализированном учреждении проводится огромная развивающая ребёнка работа по методике хорватского профессора Младлена Ловрича из центра «СУВАГ», смогла найти время для игры детей на блокфлейте из четвёртой дошкольной группы.

Трудно описать терпение педагогов университета, доброжелательность и сурдопомощь воспитателей, но когда несколько дошкольников, научившись правильно закрывать отверстия на блокфлейте, верно сыграли, а через определённое количество занятий интонационно точно спели три инструментальных звука – радость творческого удовлетворения была безграничной. Более того, с помощью воспитателя дошкольница Катя на вопрос: «Что это?» медленно, но чётко отвечала: «Блокфлейта».

В телевизионном репортаже студии РЕН-ТВ с практическим показом результатов работы и директор школы-интерната Г.П.Богданова, и руководитель университетского проекта доктор педагогических наук, завкафедрой Л.Н. Давыдова рассказали о двух научно обоснованных методиках взаимно дополняющих общее, речевое и музыкальное развитие детей.

Владимир Матвеевич Гусев
http://viperson.ru

17 октября 2015 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь