Общество глухих

Станислав Кононенко: Слабослышащие люди должны сами отстаивать свои интересы

В России люди с ограниченными возможностями добиваются больших высот. Об этом свидетельствуют недавние победы российской сборной на Паралимпийских и Сурдлимпийских играх.

Только бытует мнение, что многие успехи таких людей были достигнуты не во имя чего-то, а вопреки, в процессе выживания. Недоступность среды, проблемы с трудоустройством, лекарственным обеспечением, неадаптированное жильё – все эти факторы заставляют инвалидов превозмогать свои возможности и приспосабливаться к такой недоброжелательной действительности. В результате этого многие из них активно участвуют в общественной жизни, хорошо разбираются в законодательстве, политике, даже сами работают в органах власти, помогая отстаивать интересы инвалидов.

Например, член общественной палаты Югры, председатель регионального общественного движения инвалидов-колясочников «Преобразование» Станислав Кононенко большую часть жизни и деятельности посвятил защите прав людей с ограниченными возможностями.

В международный День глухих и слабослышащих людей, который отмечается во всем мире сегодня, 27 сентября, Станислав Кононенко рассказал о нуждах, проблемах и перспективах данной категории людей, проживающих в Югре.

- В нашем регионе не так давно начало работать Ханты-Мансийское региональное отделение всероссийского общества глухих. Расскажите подробнее об этой организации.

- В Нижневартовске пару месяцев назад была создана новая организация глухих, которая уже приняла участие в форуме «Независимость – в движении». Лидер этой группы – сам слабослышащий, но он пользуется слуховым аппаратом, поэтому с ним можно общаться, не зная жестового языка. Он очень активный, деятельный молодой человек, хороший семьянин, который организовал вокруг себя несколько активистов. Я считаю, что таких людей нужно поддерживать.

Это тот потенциал, который наши власти не используют в полном объёме. Например, инвалиду-колясочнику постоянно нужно создавать условия доступности, пандусы, приобретать коляски, которые стоят достаточно дорого. А адаптировать глухих и слабослышащих людей намного проще – они физически здоровые, могут работать и приносить пользу. Более того, они хотят это делать.

Но опять же, эти люди пока не знают, и не умеют защищать свои права. Мы постараемся им в этом помочь. Их нужно объединять не только в общественные организации, но и предоставлять возможность самореализоваться в труде, чтобы они не чувствовали никакой преграды в обществе. Тем более, у активистов из Нижневартовска есть много идей и предложений.

- Например, какие?

- Они хотят организовать в регионе диспетчерскую службу для глухих. В Югре есть инвалиды данной группы, которые живут в отдалённых уголках нашего края, где нет переводчиков, в результате чего человеку трудно реализовывать элементарные потребности: записаться к врачу, подать документы в МФЦ, пенсионный фонд, социальные учреждения.

Ребята предлагают создать диспетчерскую службу, где специалисты, владеющие жестовым языком, посредством интернета, программ «Skype», «Viber» будут помогать осуществлять необходимые услуги слабослышащих людей.

Мы уже разговаривали с представителями департаментов, которые одобрили эту идею. Сейчас отбираются люди, которые готовы работать диспетчерами. Они пройдут обучение в Сургутском государственном педагогическом институте, чтобы получить соответствующий сертификат о знании жестового языка.

После этого, согласно 419 федеральному закону, организация имеет право принимать участие в проектах на субсидии и гранты. Мы тоже хотим оказать поддержку в презентации данной идеи, чтобы в следующем году уже её реализовать.

- А как эту проблему решали раньше?

- Дело в том, что несколько лет назад округ уже выделял средства для обучения специалистов жестовому языку. Люди проходили курсы в Новосибирске и Москве. В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов, в федеральном законе №419 говорится о том, что государственные и социальные учреждения должны иметь сотрудников, которые бы владели различными навыками для работы с инвалидами всех групп. Но, по факту, люди, которые три месяца учили жестовый язык, применить свои знания на практике так и не смогли.

Конечно, они через короткое время всё забыли. И потом, в учреждениях, которые находятся в отдалённых посёлках округа, не будут посылать переводчика или специально обучать специалиста, чтобы несколько раз в году обслуживать какого-нибудь одного глухого человека.

Поэтому вартовчане придумали выход из проблемы, который всех должен устроить. Не нужно затрачивать деньги, искать людей, а можно использовать тот потенциал, который имеет общественная организация.

- Расскажите, какую ещё поддержку вы готовы оказать этой молодому сообществу?

- Понятно, что у них не хватает правовых знаний. И сейчас они также пробуют решить проблему с помещением.

Подобные организации по всех стране имеют офисы – место, где можно собраться, чтобы пообщаться, обсудить насущные проблемы или провести культурные мероприятия. Кстати, пару недель назад у них получилось провести туристический слёт, в котором приняли участие глухие и слабослышащие из других городов округа. Слёт прошел на «ура».

Я считаю, что сейчас необходимо, чтобы представители инвалидных групп работали при органах власти, потому что нельзя взглянуть, например, на проблему пересечения улиц глазами слепого, если ты инвалид-колясочник. Так и у глухого человека другие подходы.

Поэтому мы не только окажем поддержку в осуществлении социальных проектов, но будем способствовать тому, чтобы члены общественных организаций принимали участие в советах при органах исполнительной власти – не только региональной, но и муниципальной.

Если ты не будешь отстаивать свои интересы, никто за тебя это не сделает. Может быть, ребята смогут присутствовать на совете по делам инвалидов при губернаторе Югры. Потому, что у нас на сегодняшний день нет человека, который бы мог лоббировать интересы этой группы инвалидов.

- То есть, опираясь на законодательство, в России есть много возможностей для того, чтобы обеспечить доступную среду людям с инвалидностью?

- Да. Нужно только знать эти возможности и уметь ими пользоваться.

Государству уже не интересны те мероприятия, которые проходили десять лет назад. Оно уже не даёт деньги на разные посиделки, чаепития, песни и пляски. Ему нужен социальный эффект.

Цель общественной организации должна совпадать с потребностями государства. Например, как в диспетчерской службе. На данный момент госструктуры не могут в полной мере предоставлять качественные услуги для глухих людей, но за них это быстро и качественно может сделать общественная организация, тем самым покрывая множество проблем, связанных с финансовыми затратам, переводчиками и так далее. А итоге – все довольны.

- А готово ли государство финансово поддерживать такие проекты?

- Если рассчитывать на поддержку органов власти, то можно потерять много времени и сил, ведь им нужно выслушать идею или презентацию проекта, потом заложить под неё деньги в бюджет, рассмотреть этот бюджет, выделить деньги, провести конкурс. То есть, как минимум через год проект будет запущен. Но его реализация будет под чётким контролем органов власти, что тоже может отнять много сил и времени. Поэтому данная поддержка не всегда выгодна.

Сейчас такие крупные компании, как «Газпром», «Салым Петролеум», «Лукойл», проводят социальные проекты, в которых можно принять участие и выиграть грант. В таких мероприятиях очень быстрая отдача и есть свобода действий. Тем более, благодаря 89 закону о квотировании рабочих мест, те предприятия, которые не имеют возможности трудоустроить у себя инвалида, могут профинансировать рабочую ставку в другой организации, в том числе и общественной. Благодаря таким возможностям, можно в короткий срок реализовать любой социально значимый проект.

01 октября 2015 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 01.10.2015 07:38
Проблем для инвалидов по слуху в России множество. Все перечислить невозможно. В свое время горел желанием продолжить учебу в своем родном университете в Москве уже в качестве соискателя. Но, эти уважаемые профессора и кандидаты наук, когда увидели мой слуховой аппарат начали вести себя не как уважаемые люди, а ведь в этом университете читали лекции по сурдопедагогике, а как пацаны со двора, то есть как мальчишки в коротких штанишках. Вот, в воскресенье буду искать могилы членов Московского отдела Попечительства государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых на Введенском кладбище. К примеру, доктор и член Московского приюта для глухонемых девиц Крениг Отто Людвигович скончался в 1942 году и был похоронен на Введенском кладбище. Поиски биографических сведений на членов Арнольдовского попечительного общества в Москве,Московского отдела Попечительтва Государыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых, на преподавателей Московского городского Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых в московских архивах завершены, остались только московское кладбище, где можно найти дополнительные сведения: дата рождения и смерти.
Пользователь
Гость 01.10.2015 09:13
О преподавании истории в высших учебных заведениях. Читал нам лекции доктор исторических наук про Киевскую Русь, а все его научные работы посвящены революционному движению. После его лекции мы долго не могли понять: мы студенты высшего учебного заведения? Или снова пошли в школу? Ибо этот профессор и доктор исторических наук читал нам на лекции про Киевскую Русь по школьным учебникам. Слуховой аппарат одевал только тогда когда нам лекции преподаватели читали лекции по научно-вспомогательным дисциплинам.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь