Общество глухих

Двери инклюзивного образования приоткрылись

Репортаж с конференции «Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы»

Педагоги, работники общественных организаций, руководители образовательных учреждений, психологи и дефектологи, министры и депутаты собрались, чтобы вновь обсудить проблемы инклюзивного образования – теперь в рамках III Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы».

С первых выступлений пленарного заседания стало понятно, что помимо оптимизма и решительности, с которыми взялись за инклюзию, участники процесса вполне осознают проблемы и неготовность системы образования к новой стратегии обучения. Это было очень хорошее, честное начало: чтобы улучшить ситуацию, нельзя игнорировать проблемы.

Олег Смолин (Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию на согласовании, слепой) рассказал о том, что несколько лет назад ему приходило много писем от родителей с жалобами, что детей-инвалидов не берут в общеобразовательные школы. Теперь ситуация изменилась: чаще стали писать родители, которые хотят сохранить специальное образование. Олег Николаевич отметил, что сейчас Комитет Госдумы разрабатывает поправки к закону, ведь и специальное образование нужно сохранить. Он говорил о том, что требование слияния приводило к грустным «анекдотам», когда школы глухих присоединяли к школам слепых или к техникуму радиовещания. Нельзя подходить к процессу формально, необходим здравый смысл, иначе «вместо инклюзии мы получим профанацию инклюзии».

Его поддержала Татьяна Потяева (Уполномоченная по правам человека в Москве). Сотрудники комитета лично беседовали с детьми с ограниченными возможностями, уже включенными в общие школы. Оказалось, не всегда процесс идет гладко. Так, один мальчик был очень доволен общением с новыми одноклассниками, но отметил, что на уроках не успевает, приходится работать дополнительно. А другой ребенок в общей школе стал учиться хуже, отставать и вообще был переведен на домашнее обучение. В этом случае инклюзия потерпела крах. Общение расширяется, но порой страдает качество образования, и участники процесса слияния школ осознают этот факт. Татьяна Александровна так же отметила «обратное движение» – от инклюзии к специальному образованию. Митинг на Суворовской площади не прошел незамеченным – реформаторов заставили задуматься о сохранении специальных школ. Татьяна Потяева подчеркнула и нехватку специалистов – дефектологов, психологов, тьютеров (ассистентов).

Самым радикальным было выступление Авдотьи Смирновой (Президент Фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход»). Авдотья Андреевна призывала прекратить показуху и признать, что «мы на 30-40 лет отстали». Это заявление вызвало в зале бурные аплодисменты. Она говорила о том, что достижения наши пока незначительны, и работа предстоит трудная. А пока мы пробуем и строим новую систему образования, взрослеет поколение, которое может остаться без качественного обучения. Она говорила о «гранитных глазах» педагогов из провинциальных школ, которые приезжают к ним и объясняют: «Нас считают инклюзивной школой, мы обязаны принимать детей, а у нас для этого нет ничего: ни инфраструктуры, ни методик, ни опыта».

В перерывах между выступлениями я старательно искал в зале знакомых педагогов, переводчиков или кого-то, кто говорит на жестовом языке. Но никого не было. Потом стал искать людей в черных очках или на колясках…. И в ответ на мои мысли в зале вдруг поднялся мужчина и попросил слово. Он спросил: «А где же сами инвалиды?» Смысл его речи был в том, что нельзя решать за людей, нужно их послушать. Одна из проблем – недостаточная активность самой целевой аудитории.

Да простят меня читатели, вышенаписанное – результат моего субъективного восприятия. Я услышал в речах докладчиков те мысли, с которыми сам шел на эту конференцию. Но вскоре я успокоился: были и более оптимистичные доклады.

Говорили и о достижениях, и о возможностях, об обмене международном опытом, рассказывали истории успешного включения в общеобразовательную среду – когда и дети, и родители довольны инклюзией. Вот четыре основных показателя успешности инклюзии:

  1. Доступность;
  2. Качество;
  3. Разнообразие форм реабилитации;
  4. Индивидуальный подход.

Вспомнили богатые наработки, которыми обладает отечественная система общей и специальной педагогики. Не забыли достижения Льва Семеновича Выготского.

На второй день появились знакомые лица, то там, то здесь «махали руками». Тема глухих порой выстреливала неожиданно. Сергей Сацевич (руководитель Центра специальных форм образования издательства «Просвещение») рассказывал о традициях издания специальных учебников, он показал фотографии учебников для глухих с 1900 года, еще со старой азбукой. А потом продемонстрировал современные книги для глухих по русскому языку и развитию речи.

Школа № 2030 Москвы, где проходил первый день конференции – новое, огромное, комфортное здание. Оно оборудовано пандусами, информационными интерактивными табло, хорошей мебелью – все по высшему разряду. Там наверняка много прекрасных педагогов, хватает ассистентов, психологов и специалистов по специальному обучению. Там будет хорошо учиться детям. И я верю, таких школ будет больше. И они будут не только в Москве.

Конференция произвела приятное впечатление: собралось много педагогов, психологов и других специалистов со всей страны, доклады были содержательными и практичными. Все проблемы можно решить, если взяться дружно. Оптимизм и энтузиазм собравшихся заставляет верить в дальнейшие успехи отечественного образования.


Слава Ясин
http://www.voginfo.ru

01 июля 2015 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 02.07.2015 06:29
Инклюзивный метод обучения инвалидов необходимо проводить на базе коррекционных школ. С самого начало этот метод планировался проводить таких учебных заведениях, когда очередной шаг - это подготовка программы индивидуального обучения для каждого конкретного инвалида с учетом его способностей и возможностей. К сожалению, все делается наоборот, и дошли до того что стали закрывать коррекционные школы. Хорошо, хоть сейчас пришли к правильному выводу о сохранении этих учебных заведении. А хватить вообще проводить в России различные эксперименты. Не надоело ли вам?
Пользователь
Гость 02.07.2015 07:10
И не пора ли оценивать неадекватную деятельность правительства в вопросах финансовых расходов на содержание чиновничьего аппарата. Был благоприятный период, когда нефть давал приличный доход - куда ушли эти деньги - на денежное довольствие губернаторов, на содержание армии чиновников, на левые расходы своих родственников, которые работают на Западе? А чтобы решить как-то финансовые проблемы эти российские чиновники подняли руки на коррекционные школы.
Пользователь
Гость 02.07.2015 08:43
Но интересно другое. В школе для инвалидов по слуху учился на двойках по русскому языку и по математике(алгебра и геометрия) и до тех пор с проклятием вспоминаю своих учительниц Маргариту Ивановну и Нину Ивановну. Со СА учился в ПТУ, в техникуме среди слышащих,а в 2005 году окончил и университет без отрыва от работы. Всегда завидовал тем, кто учились в параллельных классах "Б", там учителя давали знания своим ученикам.
Пользователь
Гость 01.11.2015 23:45
Инклюзия в образовании глухих и глухонемых совместно со слышащими - великая нелепость с точки серьёзной науки.
Пользователь
Гость 02.11.2015 08:20
Поддерживаю мнение гостя 23:45. Инклюзия в школьном образовании для инвалидов по слуху это не только нелепость с точки серьёзной науки, как правильно подчеркнул гость 01.11.201. 23:45. Это еще и полный идиотизм чиновников.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь