Общество глухих

Спорт глухих. Семинар ОСФСГ в Лазаревском

Что делается для развития физической культуры и спорта глухих

В рамках проведения V съезда Общероссийской общественной организации «Общероссийская спортивная Федерация спорта глухих» 22 мая 2015 года в поселке Лазаревском состоялся семинар для делегатов.

Работу семинара открыл Президент ОСФСГ Валерий Никитич Рухледев.

Первым на семинаре выступил представитель Министерства спорта Российской Федерации Егор Витальевич Лебедев, начальник отдела адаптивной физической культуры и спорта. В своем докладе Е.В. Лебедев рассказал о развитии адаптивной физической культуры и спорта среди глухих, а также о государственной поддержке спорта глухих.

Доклад представителя Минспорта России Е.В. Лебедева

«Хочу отметить, что вопрос государственной поддержки развития физической культуры и спорта инвалидов имеет особую значимость. Отношение государства к инвалидам в современном мире свидетельствует о степени цивилизованности общества. Забота государства о своих спортсменах-инвалидах является мерилом культурного и социального развития общества».

Е.В. Лебедев в своем выступлении отметил, что базовый принцип в работе Минспорта России – это обеспечение инвалидам и людям с ограниченными возможностями здоровья равные возможности с другими гражданами страны в создании условий для занятий физической культурой и спортом.

В целях развития физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов Минспортом России совместно с Минобрнауки России, Минтрудом России, Минздравом России, Минкомсвязи России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общероссийскими общественными организациями инвалидов разработаны и утверждены в 2015 году Дополнительные меры по созданию условий для занятий физической культурой и спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Наиболее важные пункты в части работы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, это:

- ежегодное формирование регионального календарного плана мероприятий по физической культуре и спорту среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, куда несомненно должны входить физкультурно-спортивные мероприятия среди спорта глухих;
- разработка и утверждение на основе Федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта инвалидов программ спортивной подготовки в учреждениях, имеющих отделения по спорту инвалидов;
- утверждение нормативно-правового акта, регламентирующего предоставление на льготных условиях времени занятий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственных и муниципальных спортивных сооружениях;
- оказание содействия в создании региональных федераций по спорту инвалидов и их аккредитации.

Государство также большое внимание уделяет финансированию спорта глухих и финансовой поддержке как спортсменов, так и тренеров, и специалистов. Государственная поддержка спорта глухих позволило успешно выступить российским глухим спортсменам на последних как летних, так и зимних Сурдлимпийских играх.

Выступает председатель Омской региональной общественной организации инвалидов СФСГ А.В. Комсюков

После выступления представителя Минспорта России Президент ОСФСГ В.Н. Рухледев предложил высказать свое мнение делегатам съезда – представителям региональных отделений и федераций ОСФСГ. Мнения делегатов разделились, некоторые с горечью говорили о том, что в их регионах очень слабо поддерживают спорт глухих, и местным федерациям спорта глухих приходится бороться за выживание. Другие делегаты говорили о том, что, наоборот, в их регионах власти внимательно относятся к спорту глухих и оказывают всяческую поддержку. Подводя итоги выступлений делегатов, В.Н. Рухледев отметил, как важно уметь выстраивать отношения с региональными властями и умело с ними взаимодействовать в работе по развитию спорта глухих.

Затем с докладом выступил вице-президент ВОГ, вице-президент ОСФСГ Станислав Александрович Иванов (смотрите текст доклада и презентацию по вложении внизу страницы). Он в своем докладе уделил особое внимание на то, какие за последние пять лет произошли изменения в законодательной базе в рамках развития спорта глухих, особо подчеркнув, что большую роль в работе над законами и правовой основой спорта глухих в тесном взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти играет Всероссийское общество глухих.

На данный момент основной правовой базой развития физической культуры и спорта среди лиц с нарушениями слуха являются:

- Конвенция ООН о правах инвалидов;
- «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года»;
- Государственные программы до 2020 года: «Развитие физической культуры и спорта» и «Доступная среда»;
- Федеральные законы: «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции «О правах инвалидов».

В рамках работы по развитию физической культуры и спорта среди лиц с нарушениями слуха ОСФСГ и ВОГ взаимодействуют с органами исполнительной власти Российской Федерации в реализации государственных программ «Развитие физической культуры и спорта» (на периоды 2006-2015, 2016-2020гг.), «Доступная среда» (2011-2020гг.). В этих программах большое внимание уделено развитию адаптивного спорта и доступности спортивных объектов для лиц с ограниченными возможностями, разработке и внедрению комплекса «Готов к труду и обороне» среди лиц с нарушениями слуха, а также реализации положений государственной задачи «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» в части увеличения доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физкультурой и спортом. Подробно С.А. Иванов остановился на вопросах реализации государственной программы «Доступная среда» в контексте развития физической культуры. Именно реализация государственной программы «Доступная среда» вносит основные правки в существующие федеральные и региональные законы и определяют новые правовые документы, которые позволяют развивать физическую культуру и спорт среди лиц с нарушениями слуха. ВОГ принимает активное участие в работе над государственной программой «Доступная среда».

Особое внимание С.А. Иванов уделил проблеме образования в области физической культуры и спорта. Так, глухие и слабослышащие могут получить высшее образование по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» в следующих высших учебных заведениях: Московская государственная академия физической культуры; Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма; Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; Сибирский государственный университет физической культуры и спорта; Российский государственный социальный университет; Институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета.

На данный момент в вышеуказанных вузах обучается около 70 студентов с нарушениями слуха – будущих преподавателей и тренеров для работы с глухими и слабослышащими спортсменами. В действительности потребность в таких кадрах намного больше, и студентов могло бы быть больше, если бы в указанных вузах имелись переводчики русского жестового языка. К сожалению, не во всех этих вузах в штате есть переводчики РЖЯ.

Выступает председатель Волгоградского регионального отделения ОСФСГ А.А.Быков

Развитие спорта глухих в регионах имеет свои проблемы:

- Недостаточная поддержка со стороны региональных властей региональных отделений Общероссийской спортивной Федерации спорта глухих;
- Финансирование по остаточному принципу;
- Малая осведомленность общественности о спорте глухих;
- Проблемы с доступностью спортивного образования для лиц с нарушениями слуха;
- Дефицит тренеров и специалистов, работающих со спортсменами с нарушениями слуха со знанием основ русского жестового языка;
- Отсутствие в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих специалиста – переводчика русского жестового языка, вследствие чего возникают сложности со включениями в состав сборных команд России по спорту глухих тренера (специалиста) – переводчика жестового языка (см Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 N 916н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта»).

ВОГ и ОСФСГ эти проблемы стараются решать на государственном уровне. На заседании 30 сентября 2014 Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов и Межведомственной комиссии по развитию адаптивной физической культуры и спорта РФ Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта года под председательством Советника Президента Александры Юрьевны Левицкой, в котором приняли активное участие Президент ВОГ В.Н. Рухледев, вице-президент ВОГ С.А. Иванов, помощник президента ВОГ В.В. Иванченко, были определены основные направления работы в рамках развития адаптивного спорта и физической культуры среди инвалидов на ближайшее будущее:

- Реализация дополнительных мер для достижения целевых ориентиров, обозначенных в государственной программе «Развитие физической культуры и спорта», в том числе включающих подготовку тренерско-преподавательского состава: к 2020 году потребуется увеличение количества таких специалистов в 3,5 раза;
- Формирование ежегодного единого календарного плана проведения всероссийских мероприятий по физической культуре и спорту среди инвалидов, соответствующих планов на региональном и муниципальном уровнях;
- Максимально широкого освещения в средствах массовой информации проводимой работы по участию инвалидов в спортивных мероприятиях.

С.А. Иванов в конце своего доклада сделал вывод, что благодаря слаженной работе ВОГ, ОСФСГ и федеральных органов исполнительной власти появляется правовая основа, которая позволяет качественно развивать физическую культуру и спорт среди лиц с нарушениями слуха. А региональные руководители спорта глухих должны уметь ориентироваться в этой правовой базе для того, чтобы в своем регионе развивать спорт глухих. Всероссийское общество глухих готово оказывать поддержку спорту глухих на самом высоком уровне.

В конце семинара выступил Максим Бориславович Ларионов, начальник отдела социальных программ и проектов Управления социальной политики и реабилитации ОООИ ВОГ, о необходимости внесения изменений в Устав ОСФСГ в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Делегаты в целом приняли все необходимые поправки в Устав.

На этом семинар закончил свою работу. На следующий день был съезд ОСФСГ. Но это уже другая история…


Доклад на семинаре ОООИ «Общероссийская спортивная Федерация спорта глухих» «Спорт глухих. Проблемы и пути их решения».
(22 мая 2015 г)
«Спорт глухих. Проблемы и пути их решения»

Вице-президент ОООИ ВОГ

В основные приоритеты социальной и экономической политики нашего государства (на 2013-2020 гг) включено распространение стандартов здорового образа жизни. Формированию здорового образа жизни способствует создание условий для занятий физической культурой и спортом различных групп населения.
Интеграция инвалидов в общество может осуществляться только через их всестороннее развитие и включение в разнообразную социально-значимую деятельность. Активизация работы с инвалидами средствами адаптивной физической культуры и спорта имеет большое социальное значение и способствует гуманизации самого общества.
Общероссийская спортивная Федерация спорта глухих в тесном сотрудничестве с Всероссийским обществом глухих большое внимание уделяет развитию физической культуры и спорта среди лиц с нарушениями слуха.
В последнее время проделана огромная работа как в развитии спорта высших достижений, так и в развитии физической культуры, массового спорта среди лиц с нарушениями слуха. Мы прикладываем усилия не только в проведении спортивных мероприятий и получении высоких результатов от неслышащих спортсменов, но и работаем в законодательном направлении по вопросам развития физической культуры и спорта среди лиц с нарушениями слуха.
В рамках данной работы ОСФСГ и ВОГ взаимодействуют с органами исполнительной власти Российской Федерации в реализации государственных программ "Развитие физической культуры и спорта"(на периоды 2006-2015, 2016-2020гг.), «Доступная среда» (2011-2020гг.). В этих программах большое внимание уделено развитию адаптивного спорта и доступности спортивных объектов для лиц с ограниченными возможностями, разработке и внедрениию комплекса «Готов к труду и обороне» среди лиц с нарушениями слуха, а также реализации положений государственной задачи «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» в части увеличения доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физкультурой и спортом.
Важным документом в развитии физической культуры и спорта инвалидов является Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступившая в силу 3 мая 2008 года.
В мае 2012 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. Обязательства, взятые нашим государством перед международным сообществом и российскими гражданами, предусматривают формирование доступной среды жизнедеятельности и условий эффективной интеграции инвалидов в общество. В связи с ратификацией этой Конвенции во многих субъектах Российской Федерации социальная политика объявлена приоритетным направлением в деятельности исполнительных и законодательных органов государственной власти. Активизацию работы с инвалидами средствами физической культуры и спорта наше государство рассматривает как одну из приоритетных своих задач, что имеет большое социальное значение и способствует гармонизации самого общества.
Статья 30 Конвенции определяет, что государства-участники обеспечивают инвалидам возможность участвовать в проведении досуга, отдыха и в спортивных мероприятиях - наравне со здоровыми гражданами.
Основополагающим документом, определяющим нашу работу по развитию физической культуры и спорта среди лиц с нарушениями слуха, является Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
В этом законе пунктом 28, статьей 2 дано определение физической реабилитации; пунктом 1, подпункта 7, статьей 8 определены полномочия субъектов РФ в области физической культуры и спорта в части реализации мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта; статьей 12 дано понятие паралимпийского движения России, сурдлимпийского движения и специальной олимпиады России, а также определены полномочия Паралимпийского комитета России, Сурдлимпийского комитета России и Специальной олимпиады России; статьей 31 указаны основные направления развития адаптивной физической культуры, физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также спорта инвалидов.
В соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» развитие физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья основываются на принципах приоритетности, массового распространения и доступности спортивных объектов.
В соответствии с Конвенцией, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» и Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года особое внимание уделено вопросу создания необходимых условий инвалидам для занятий физической культурой и спортом. Одним из показателей выполнения государственной программы является увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, от общей их численности до 20%, что составляет 2,5 миллионов человек.
(Общее количество инвалидов на 1 января 2014г. в Российской Федерации, согласно данным Пенсионного фонда, – 12,8 миллионов человек, из них инвалидов трудоспособного возраста – 3,9 млн чел., детей-инвалидов – 0,6 млн чел. Эти данные приведены без учета Республики Крым и г. Севастополя).
Иными словами, перед государством стоит задача увеличить количество систематически занимающихся физической культурой и спортом инвалидов более чем в 16 раз. Под систематическими занятиями физической культурой и спортом понимаются занятия избранным видом спорта или общей физической подготовкой в организационной форме «занятия» не менее 3-х раз или 3-х суммарных часов в неделю.
Так, по сводным отчетам Министерства спорта Российской Федерации 3-АФК «Сведения об адаптивной физической культуре и спорте» (отчет составляется на основе данных, которые предоставляет субъект Российской Федерации в Минспорт России) за последние пять лет можно говорить о динамике роста занятий спортом среди глухих и слабослышащих. Если в 2010 году физической культурой и спортом занималось 44 991 человек, то в 2014 году - уже 63 510 человек, что составляет 29% роста.
Государственная программа «Доступная среда» направлена на формирование к 2016 году условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения ;
Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов с обществом.
Государственная программа «Доступная среда» уделяет внимание увеличению количества систематически занимающихся спортом среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет.
Согласно сводным отчетам Минспорта России 3-АФК, в 2014 году в сфере образования постоянно занимаются физической культурой и спортом 20 405 человек - дети, подростки и молодежь с нарушениями слуха, что составляет 32% от общего их числа. Из них - 1 638 детей дошкольного возраста, 5 990 детей – неслышащие учащиеся образовательных организаций, 7 282 учеников с нарушениями слуха из отдельных образовательных организаций, которые осуществляют образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, 1 273 человека из профессиональных образовательных организаций, 485 человек из высших учебных заведений. Как видно из статистики, около трети из всего числа глухих и слабослышащих, занимающихся физической культурой и спортом, – это подрастающее поколение. Это важный момент - как для развития спорта глухих, так и в плане здоровья, здорового образа жизни самих глухих и слабослышащих. Не стоит забывать, что дети – это резерв для нашего спорта глухих, спорта высших достижений. Именно плодотворная и качественная спортивная работа с детьми – залог успеха наших сурдлимпийских команд на международных соревнованиях.
Увеличение численности инвалидов и других маломобильных групп населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом – важный индикатор успешности государственной программы «Доступная среда».
Государственная программа «Доступная среда» в контексте развития физической культуры и спорта это
 поддержка учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту в субъектах Российской Федерации;
 обучение специалистов, обеспечивающих учебно-тренировочный процесс среди инвалидов и других маломобильных групп населения;
 доступность спортивных мероприятий и спортивных объектов.
В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 6 декабря 2012 года №ПР-3305, а также Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 25 июня 2013 г. №/ДМ-П12-35пр, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации внесли изменения и дополнения в региональные целевые программы «Развития физической культуры и спорта» и «Доступная среда» в части развития физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. В этих изменениях и дополнениях предусмотрены мероприятия по проведению окружных комплексных спортивно-массовых соревнований, повышению квалификации специалистов по адаптивной физической культуре и спорту, проектированию и строительству специализированных многофункциональных спортивных объектов для инвалидов, оснащению специальным оборудованием административных зданий и спортивных объектов, приобретению спортивного инвентаря, материально-техническому обеспечению учреждений, проводящих физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу с различными категориями инвалидов. Также в регионах в рамках государственной программы «Доступная среда» осуществляется работа по доступности спортивных мероприятий и спортивных объектов для различных категорий инвалидов, в том числе для инвалидов по слуху. Для них, в частности, должно быть предусмотрено наличие информационного табло, где звуковая информация должна дублироваться в текстовом формате или в виде сурдоперевода (перевода на русский жестовый язык), а также наличие переводчика русского жестового языка на спортивных мероприятиях, в которых участвуют инвалиды по слуху, и наличие индукционных петель для пользователей слуховых аппаратов.
Во исполнение государственной программы «Доступная среда» с 1 января 2013 года вступили в действие изменения в своде правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», согласно которому все вновь вводимые спортивные объекты должны быть полностью доступны инвалидам.
(Маломобильные группы населения (МГН) - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п.)
На сентябрь 2014 года 20 процентов спортивных объектов уже соответствуют требованиям доступности для инвалидов.
Необходимо обратить внимание и на Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"
Статьей 15 этого закона предусмотрено обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
То есть Правительство Российской Федерации , органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планом разработки нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 1 декабря 2014 года №419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" предусмотрено в срок до сентября 2015 года утверждение планов мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортных инфраструктур и услуг в сферах установленной деятельности, осуществляемых в течение переходного периода (подпункт 1, пункта 4 статьи 26 Федерального закона). Ответственными исполнителями запланированных мероприятий являются органы исполнительной власти субъектов РФ.
Региональные отделения ОСФСГ могут оказать неоценимую помощь, подсказать региональным органам Министерства труда и социальной защиты все те детали, которые необходимы лицам с нарушениями слуха в плане доступности для них спортивных мероприятий и спортивных объектов.
Также среди нормативных документов заслуживают внимания федеральный стандарт спортивной подготовки по «спорту глухих» и постановление Правительства Российской Федерации № 456 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание адресной финансовой поддержки спортивным организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации».
Приказом Минспорта России от 3 февраля 2014 г. № 70 утвержден федеральный стандарт спортивной подготовки по «спорту глухих». В нем определены структура и содержание программ спортивной подготовки, спортивные нормативы. Приведены требования к участию в соревнованиях, условиям и результатам реализации программ подготовки. Установлены особенности подготовки по отдельным спортивным дисциплинам. Минимальный возраст для зачисления в группу на этапе начальной подготовки составляет 7-12 лет (в зависимости от спортивной дисциплины). Дана характеристика влияния физических качеств и телосложения на результативность по названному виду спорта. Приведены перечень необходимой экипировки для занятия спортом глухих, требования к кадрам и материально-технической базе спортивных организаций.
30 мая 2013 г принято постановление Правительства Российской Федерации № 456 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание адресной финансовой поддержки спортивным организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации», где предусмотрено софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по проведению тренировочных мероприятий по базовым олимпийским, паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта, обеспечению питания и проживания спортсменов при проведении первенств России, повышению квалификации и переподготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта, приобретению спортивно-технологического оборудования, инвентаря и экипировки.
Но не все было просто с правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание адресной финансовой поддержки спортивным организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации. В первоначальном варианте в документе не было упоминания о сурдлимпийских видах спорта, а значит сурдлимпийские виды спорта в регионах не мог8ли получать субсидии. ВОГ и ОСФСГ на правительственном уровне вели работу по вопросу включения в документ о субсидиях сурдлимпийские виды спорта. В результате вышло постановление Правительства России от 19 декабря 2013 года № 1184
О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2013 г. N 456
В пункте 2 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание адресной финансовой поддержки спортивным организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации … слова "по базовым олимпийским и паралимпийским видам спорта" заменить словами "по базовым олимпийским, паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта"
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года №172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) с 1 января 2015 года в Российской Федерации будут проведены научные исследования по вопросам введения ГТО для инвалидов.
Комплекс ГТО будет направлен на массовое вовлечение граждан, в том числе инвалидов, к занятиям физической культурой и спортом, что приведет к положительным результатам в различных аспектах социально-экономической жизни страны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2014 г. № 540 утверждено Положение о комплексе ГТО, в котором определены принципы, цели, задачи, структура, содержание и организация работы по внедрению и дальнейшей реализации комплекса ГТО.
Разработанные по итогам научных исследований методические рекомендации по нормативам комплекса ГТО для различных групп инвалидов будут рассмотрены в общественных организациях инвалидов и утверждены совместным приказом Минтруда России и Минспорта России, после чего данные нормативы в 2017 году пройдут апробацию в ряде субъектов Российской Федерации с последующим внедрением их в 2018 году на всей территории РФ.
Данные меры дают возможность инвалидам на добровольной основе протестировать уровень своей физической готовности и выполнить нормативы комплекса ГТО. Такой подход к этому вопросу предлагается впервые, ранее в СССР сдача норм комплекса ГТО инвалидами не предусматривалась.
Теперь немного про образование. В 45 высших учебных заведениях (данные на осень 2014г.) осуществляется подготовка специалистов по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» Ожидаемый результат по профессиональной подготовке указанных специалистов: 2011 год – 387 человек, 2012 год – 287 чел., 2013 – 287 чел., 2014 – 225 чел., 2015 год – 225 чел., всего 1 411 человек. К сожалению, ОСФСГ и ВОГ не располагают информацией, сколько специалистов из данного числа подготовлено для работы со спортсменами-инвалидами по слуху.
Так, глухие и слабослышащие могут получить высшее образование по вышеуказанной специальности в следующих высших учебных заведениях:
• Московская государственная академия физической культуры;
• Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФКСМиТ);
• Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСТ);
• Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК);
• Российский государственный социальный университет;
• Институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета.
На данный момент в вышеуказанных вузах обучается около 70 студентов с нарушениями слуха – будущих преподавателей и тренеров для работы с глухими и слабослышащими спортсменами. В действительности потребность в таких кадрах намного больше, и студентов могло быть больше, если бы в указанных вузах имелись переводчики русского жестового языка. К сожалению, только Российский государственный социальный университет и Институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета имеют в штате переводчиков. В Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма часть сотрудников кафедры теории и методики адаптивной физической культуры владеют основами русского жестового языка. Также просим председателей РО ОСФСГ обратить внимание на то, что у нас мало студентов с нарушениями слуха учится по спортивному направлению в вузах. Это одна из причин дефицита квалифицированных кадров в спорте глухих. Просим обратить на это внимание и активных, способных, умных ребят из числа неслышащих направлять на обучение.
Также можно получить специальность по адаптивной физической культуре (квалификация – педагог по адаптивной физической культуре и спорту) в среднем специальном учебном заведении – в Межрегиональном центре реабилитации лиц с проблемами слуха (бывшем ЛВЦ).
В связи с тем, что большинство детей с ограниченными возможностями по здоровью и детей-инвалидов систематически занимается физической культурой и спортом в образовательной организации (школах), сейчас прорабатывается вопрос о введении в штатное расписание образовательных организаций, коррекционных школ-интернатов) должности инструктора (преподавателя) по адаптивной физической культуре. Также важно, чтобы данный инструктор (преподаватель) владел основами русского жестового языка - для более качественной спортивной работы с неслышащими детьми.
ОСФСГ и ВОГ озабочены вопросом о внесении должности инструктора по спорту глухих со знанием русского жестового языка в Перечень иных специалистов в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и в перечень специалистов в области физической культуры и спорта, входящих в составы спортивных сборных команд Российской Федерации (утв. Приказом Минспорттуризма России от 16.04.2012г.№ 347). Этот вопрос весьма актуален для развития спорта глухих, поскольку специалисты в области адаптивной физической культуры и спорта со знанием жестового языка очень востребованы - и в ходе тренировочного процесса и при проведении спортивных соревнований различного уровня, где уже недостаточно наличия переводчиков русского жестового языка. Также есть необходимость в подготовке и переподготовке инструкторов по спорту глухих со знанием русского жестового языка.
Развитие спорта глухих в регионах имеет свои проблемы:
• Недостаточная поддержка со стороны региональных властей региональных отделений Общероссийской спортивной Федерации спорта глухих;
• Финансирование по остаточному принципу;
• Малая освещенность спорта глухих в средствах массовой информации, малая осведомленность о спорте глухих общественностью;
• Проблемы с доступностью спортивного образования для лиц с нарушениями слуха;
• Дефицит тренеров и специалистов. работающих со спортсменами с нарушениями слуха со знанием основ русского жестового языка;
• Отсутствие в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих специалиста – переводчика русского жестового языка, вследствие чего возникают сложности со включениями в состав сборных команд России по спорту глухих тренера(специалиста) – переводчика жестового языка (см Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 N 916н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта")
ОСФСГ и ВОГ эти региональные проблемы стараются решать на государственном уровне. 30 сентября 2014 года под председательством Советника Президента Александры Юрьевны Левицкой состоялось совместное заседание Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов и Межведомственной комиссии по развитию адаптивной физической культуры и спорта РФ Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта. От ВОГ в заседании приняли участие президент ВОГ В.Н. Рухледев, вице-президент ВОГ С.А. Иванов и помощник президента ВОГ В.В. Иванченко. С докладом на заседании выступил президент ВОГ В.Н. Рухледев. Он акцентировал внимание на том, что «спорт является мощным средством физической реабилитации, социальной адаптации и интеграции инвалидов по слуху. Сурдлимпийское движение уделяет большое внимание развитию массового спорта среди глухих, которое является мощным фундаментом для формирования спортивного резерва и обеспечения лидирующих позиций на международной спортивной арене». Также В.Н. Рухледев отметил успехи развития спорта глухих и увеличение количества занимающихся спортом среди лиц с нарушениями слуха за последнее время. Особо было отмечено развитие спорта глухих в образовательных организациях, в которых учатся глухие и слабослышащие дети. Но при этом В.Н. Рухледев заметил, что коррекционные школы нуждаются в создании лучших условий для занятий адаптивной физической культурой и спортом, в том числе путем привлечения квалифицированных кадров.
На этом заседании были определены основные направления работы в рамках развития адаптивного спорта и физической культуры среди инвалидов на ближайшее будущее:
• Реализация дополнительных мер для достижения целевых ориентиров, обозначенных в государственной программе «Развитие физической культуры и спорта», в том числе включающих подготовку тренерско-преподавательского состава: к 2020 году потребуется увеличение количества таких специалистов в 3,5 раза;
• Формирование ежегодного единого календарного плана проведения всероссийских мероприятий по физической культуре и спорту среди инвалидов, соответствующих планов на региональном и муниципальном уровнях;
• Максимально широкого освещения в средствах массовой информации проводимой работы по участию инвалидов в спортивных мероприятиях.
Что касается формирования ежегодного единого календарного плана проведения всероссийских мероприятий по физической культуре и спорту среди инвалидов (он утверждается Министерством спорта Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации ). ВОГ в 2015 году не проводит данных мероприятий, но планирует в 2016 году провести 5 всероссийских мероприятий по спорту и физической культуре. ОСФСГ в этом году совместно с Минспортом России запланировало одно всероссийское спортивное мероприятие – Всероссийскую зимнюю Спартакиаду по спорту глухих, юноши и девушки 12-17 лет (15-19 декабря 2015 г., г.Миасс, Челябинская обл.). В то же время Всероссийское общество инвалидов совместно с Российским спортивным союзом инвалидов в 2015 году запланировало 5 всероссийских спортивных мероприятий, Всероссийская федерация спорта лиц с ПОДА – 3 мероприятия, Всероссийское общество слепых – 1.
Есть еще один документ, в работе над которым в тесном взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти принимали ВОГ и ОСФСГ, принятый во исполнении заседания под руководством А.Ю. Левицкой - Дополнительные меры по созданию условий для занятий физической культуры и спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, утвержденные Минспортом России, Минобрнауки России, Минтруда России, Минздравом России и Минсвязи России. Здесь стоит внимательно присмотреться к разделу «Повышение эффективности организации работы в сфере адаптивной физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации». Вот перечень того, что будет решаться на уровне органов исполнительной власти субъектов РФ:
• Введение в штатное расписание организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, должности инструктора (преподавателя) по адаптивной физической культуре и спорту (будет подготовлен правовой акт, срок исполнения - январь 2017 года);
• Формирование ежегодного сводного календарного плана мероприятий по физической культуре и спорту среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (срок исполнения – февраль 2016 года, ежегодно);
• Оказание содействия в освещении в государственных средствах массовой информации спортивных мероприятий с участием инвалидов (постоянно, при наличии информационных поводов);
• Осуществление анализа и, при необходимости, корректировки по подготовке специалистов для работы в сфере адаптивной физической культуры в высших учебных заведениях до 2020 года (с мая 2015, ежегодно);
• При формировании технического задания на разработку проектно-сметной документации по строительству спортивных объектов предусмотреть мероприятия по организации «безбарьерного» доступа для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (постоянно);
• Определение и реализация мер поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по оказанию услуг в сфере адаптивной физической культуры на спортивных объектах региона (правовой акт, срок исполнения - июнь 2015 года);
• Разработка и реализация комплекса мер развития адаптивной физической культуры и спорта, с приоритетным направлением по обеспечению доступности спортивных сооружений для инвалидов и созданием адаптивных учреждений (в том числе отделений в учреждениях) для всех возрастных групп (срок исполнения - ноябрь 2015 года);
• Определение базовых образовательных организаций по подготовке волонтеров для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами в период проведения массовых спортивных соревнований (правовой акт, срок исполнения – октябрь 2015 года);
• Осуществление работы по привлечению волонтеров для оказания содействия лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в период проведения массовых спортивных мероприятий (с 2016 года, постоянно);
• Оказание содействия в создании региональных федераций по спорту инвалидов и их аккредитации (срок исполнения – ноябрь 2015 года, постоянно);
• Разработка и утверждение соответствующих региональных нормативно-правовых актов на основе методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда тренеров, тренеров-преподавателей и специалистов, осуществляющих подготовку спортивного резерва и подготовку спортсменов высокого класса в образовательных и других учреждениях в области спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья (правовой акт, срок исполнения – 1 квартал 2016 года);
• Разработка и утверждение на основе Федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта инвалидов программ спортивной подготовки в учреждениях, имеющих отделения по спорту инвалидов (срок исполнения – 1 сентября 2015 года);
• Подготовка и предоставление в Минспорт России обобщенного материала по вопросу создания условий для занятий физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в субъектах РФ и муниципальных образованиях, в том числе в школах-интернатах, предприятиях и учреждениях общественных организаций инвалидов, - это войдёт в доклад для Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов (срок исполнения - июнь 2015 года, ежегодно);
• Создание механизма межведомственного взаимодействия между заинтересованными региональными органами исполнительной власти (советы, комиссии по развитию адаптивной физической культуры и спорта) (правовой акт, срок исполнения - январь 2016 года);
• Предусмотреть в бюджетах субъектов РФ средства: на обучение специалистов, работающих в сфере адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (в том числе на 8-16 часовые семинары и курсы повышения квалификации): на пропаганду адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (циклы передач и публикаций), информирование об успехах спортсменов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в спортивных блоках новостных программ (ежегодно);
• Утверждение нормативно-правового акта, регламентирующего предоставление на льготных условиях времени занятий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственных и муниципальных спортивных сооружениях (правовой акт, срок исполнения - 2016 год).

Отрадно, что с каждой новой Сурдлимпиадой растет количество российских спортсменов, количество регионов России, которые делегировали спортсменов в сборную. И как результат, качественные показатели побед – на последних Сурдлимпийских летних и зимних играх сборная команда России является победителем в неофициальном медальном зачете.

Так, на последних 22-ых Сурдлимпийских летних играх в нашей сборной было 32 спортсмена из 46 регионов РФ.

Наибольшее представительство в сборной России было у следующих регионов РФ:
31,46% (95 спортсменов) – Москва;
5,98% (18) – Московская область;
5,63% (17) – Санкт-Петербург;
4,30% (13) – Новосибирская область;
3,64% (11) – Республика Башкортостан, Волгоградская, Самарская и Челябинская области.

На 18-ых Сурдлимпийских зимних играх, которые прошли в нашей стране, приняли участие 76 российских спортсменов из 16 субъектов РФ.

Наибольшее представительство в сборной России было у следующих регионов РФ:
19,7% (15 спортсменов) – Москва;
14,5% (11) - Республика Башкортостан;
10,5% (8) – Новосибирская область;
10,5% (8) – Республика Коми;
7,9% (6) – Ханты-Мансийский автономный округ Югра;

Вот можно наглядно посмотреть рост количества спортсменов и количества регионов, которые подготовили спортсменов для сурдлимпийской сборной команды на трех последних сурдлимпийских играх как летних, так и зимних.

Мы работаем над тем, чтобы регионов Российской Федерации, вовлечённых в спортивную работу с инвалидами по слуху, стало больше.

Благодарю за внимание!

http://www.voginfo.ru

09 июня 2015 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь