Общество глухих

Мобильное приложение позволяет глухим водить такси

Глухие водители такси в США – норма жизни 21 века

Как-то раз дождливым вечером в Сан-франциско Келли Роджерс села в машину, которую она заказала через мобильное приложение Lyft. Водитель, Эндрю Кучарски, показывая на ухо, покачал головой и произнес: «я глухой».

Девушка воодушевилась. «Я знаю пару жестов», – сказала Келли на жестовом языке. Кучарски расплылся в улыбке. На протяжении всего пути до мебельного магазина Restoration Hardware они болтали с огромным энтузиазмом на американском жестовом.

«Вам нравится работать водителем, будучи глухим?» – спросила Келли. Эндрю поднял большой палец вверх: «Я счастлив. Я постоянно знакомлюсь с очень дружелюбными и интересными людьми».

Lyft – частная компания из Сан-Франциско (штат Калифорния, США), позволяющая пользователям находить с помощью интернет-сайта или мобильного приложения водителей, сотрудничающих с сервисом, и готовых подвезти их за умеренную плату. Девиз Lyft: «Ваш друг с машиной» («your friend with a car»). По заявлениям компании, их сервис позволяет перемещаться на машине с затратами на 30% ниже, чем при использовании традиционных такси. Водители, работающие с Lyft, помечают свои автомобили с помощью пушистого талисмана в виде розовых усов. На сегодняшний день Lyft работает уже в 60 городах США.

В Сан-Франциско десятки глухих людей работают водителями. Они нашли работу с помощью таких приложений, как Lyft, которое сейчас активно рекламируется и поддерживается различными инвесторами. Как и другим водителям, глухим очень нравится такой вид деятельности: они сами определяют, сколько им работать. Они сами себе начальники. Но здесь есть одно «но»: глухие испытывают социальную изоляцию со стороны слышащих.

«Много глухих людей боятся работы, которая требует много межличностного общения», –говорит глухой Джоел Бариш, главный исполнительный директор и основатель сайта DeafNation.com, на котором можно найти всевозможные видео, а также узнать о различных событиях и мероприятиях для глухих и слабослышащих людей по всему миру. Бариш опубликовал в октябре видео о глухих водителях Сан-Франциско. Видео посмотрели более 200 000 человек. Это помогло привлечь новых водителей. «Lyft – хорошее приложение, оно делает нашу жизнь легче, – уверен Бариш. – Барьеры в общении не возникают: плату за проезд водители получают через приложение, так что нужно просто подобрать клиента и довезти его до нужного места».

Пассажиры обычно говорят, куда им надо ехать, сразу, как только садятся в машину. Поэтому у некоторых глухих водителей, в том числе и Кучарски, есть клавиатура, которая подсоединена к мобильному телефону или планшету, чтобы клиент мог напечатать адрес. Некоторые водители работают по старинке: блокнот и ручка. Кто-то считывает с губ. А один водитель тестирует свой проект «умные часы», которые трансформируют устную речь в письменную.

Чувство общности

Раньше Кучарски, которому сейчас 32 года, работал консультантом по вопросам энергетики, а также вкладывал деньги в недвижимость. Уже почти два года он работает водителем, зарабатывая от 20 до 35 долларов в час. По мнению Кучарски, гибкий график и чувство общности – главные плюсы этой работы.

«Думаю, я могу хоть немного, но изменить положение глухих людей», – говорит Эндрю Кучарски. Например, некоторые пассажиры не представляют, как глухие могут водить, и спрашивают, как же глухие справляются с такими вещами, как сирена. Кучарски объясняет им, что он замечает, мигающие огни, а также, что все остальные водители уступают дорогу служебной машине.

Кучарски очень радуется, когда его пассажиры знают жестовый язык: «Они обязательно скажут «спасибо» или «доброй ночи». Это очень приятно и здорово!»

Приложение Lyft – самое популярное среди глухих. Хотя также есть глухие водители, которые нашли работу через другие идентичные приложения, например, Uber или Sidecar.

«Это естественный процесс, хотя мы раньше и представить это не могли», – искренне удивляется Эмили Кастор, специалист по связям с общественностью приложения Lyft. «У глухих водителей есть возможность зарабатывать деньги, общаться с пассажирами, они не чувствуют себя социально изолированными. Я не могу даже сосчитать, как много твитов я видела от пассажиров, чьими водителями были глухие. Сначала я очень удивилась, но затем осознала, что это в том числе хорошая возможность просвещать слышащих людей».

На выставке интернет-портала DeafNation представители приложения Lyft набирали персонал из числа глухих. «Многие из наших лучших водителей – глухие. Мы всегда рады взять на работу людей из этого сообщества», – пишут представители компании на своем сайте в разделе «самые часто задаваемые вопросы от потенциальных водителей».

Люди с нарушением слуха часто сталкиваются с проблемами на рынке труда. Процент глухих безработных трудоспособных граждан намного выше, чем среди их слышащих сверстников. Согласно статистическим данным 2012 года, только 49% людей с нарушением слуха в возрасте от 18 до 64 лет имеют работу в США. Среди населения, в целом, трудоустроены 2/3 граждан. Даже найдя работу, глухие часто сталкиваются с дискриминацией.

С этим столкнулся, например, Рамадон Фурган: 6 лет он разгружал грузовики в ночную смену. Когда Рамадон задумался о повышении, его босс сказал, что он не сможет работать на вилочном погрузчике только потому, что он глухой. После этого Рамадон уволился, и вот уже год как работает водителем в компании Lyft. «Это очень удобно: гибкий график, да и денег я зарабатываю намного больше, могу содержать семью», – говорит Рамадон, отец четверых детей. Он зарабатывает от 800 до 1300 долларов в неделю, в зависимости от количества рабочих часов и клиентов. «Данное приложение открывает глухим большие возможности».

Знания – в массы!

«Так исторически сложилось, что глухие люди намного быстрее адаптируются к новым технологиям», – говорит Грег Ливадас, пресс-секретарь Рочерстерского технологического университета. Например, глухие были первыми, кто начал пользоваться факсом, который обеспечивал общение через телефонную линию. А сейчас на смену факсу пришли приложения Facetime и Skype.

Но технологии также порой представляют собой барьер для людей с ограниченными возможностями, которым приходится бороться за доступ к информации. Поэтому это приложение так важно для сообщества глухих.

«Это прекрасно. Это и вправду ломает преграды для глухих водителей», – говорит Джон Макко, директор Центра занятости в Национальном техническом институте для глухих в Рочестере, штат Нью-Йорк. «Работать обычным таксистом для глухого было бы намного сложнее».

35-летний Ларри «Скутер» Коттон младший работает водителем около года. Он считает, что его занятие – прекрасная возможность просветить слышащих о глухоте. Читая по губам, Ларри то и дело отвечает на различные вопросы, порой очень даже глупые: Вы слепой? А вы чувствуете запахи?

«Пару раз я даже не мог сдержать смех», – поделился Ларри.

Ларри постоянно удивляет пассажиров тем, что хорошо говорит голосом, несмотря на то, что он глухой. Но больше всего ему нравится рассказывать о культуре глухих, о таких людях, как глухой рэпер Шон Форбс. «Работая водителями, мы доказываем людям, что мы, глухие, можем делать всё, что захотим».

Перевод Александры Филипповской

Источник SF GATE

16 февраля 2015 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь