Общество глухих

Владимир Ярец, 63-летний житель Минска, хочет попасть в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире глухой человек, совершивший кругосветный пробег на мотоцикле.

Владимир Ярец, 63-летний житель Минска, хочет попасть в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире глухонемой человек, совершивший кругосветный пробег на мотоцикле. И, похоже, он уже близок к достижению этой цели. Ярец проехал 29 стран и 69 тысяч миль. Он только что отправился из города Пеория в американском штате Иллинойс в Калифорнию, а оттуда в Мексику и дальше - через всю Латинскую Америку к Огненной Земле. Исторический пробег начался два года назад, но в Пеории Владимиру пришлось задержаться на 7 месяцев. 13 октября прошлого года он при ненастной погоде и сильном ветре на автостраде номер 74 столкнулся с грузовиком. С многочисленными переломами мотоциклист был подобран местными жителями, отправлен в больницу, а потом долечивался в доме одного из своих спасителей.

Встреча в Пуэрто-Рико

Впервые о Владимире Яреце я узнал от почетного консула России в Пуэрто-Рико Анастасии Кицул. Они познакомились, когда посредине своего пробега Ярец оказался в пуэрто-риканской столице.

- Однажды в воскресенье, это было осенью 2002 года, я оказалась на площади в старой части Сан-Хуана, - рассказывает "Известиям" Анастасия Кицул. - И вдруг замечаю: на стене здания местной почты развешаны фотографии Москвы, Красной площади, а под ними - подписи на русском. Оглянулась, вижу: какой-то мужчина неподалеку, повернувшись спиной ко мне, продолжает расклеивать фотографии. Я подхожу и говорю: "Добрый день!" Он мне не отвечает. Я обращаюсь вновь. Никакого эффекта. И тут понимаю, что он глухонемой.

- И как же вы с ним объяснились?

- Он мне написал свое имя, фамилию, рассказал на бумаге, что родом из Белоруссии, что совершает кругосветный мотопробег. До этого Владимир побывал в Венесуэле, где российская диаспора очень помогла ему. При себе он держал кипу фотографий и документов на нескольких языках, которые объясняли, кто он и чем занимается. Я спрашиваю его: "Где вы останавливаетесь?" "Я не знаю", - пишет он мне. Я пригласила его к себе. Он прожил у меня полтора месяца, пока мы "выбивали" мотоцикл "Ява" из авиакомпании, доставившей его в Пуэрто-Рико, а потом оформляли этот груз на таможне.

- Это хорошо, что он нашел на чужом острове доброго человека. Но неужели его везде встречают с распростертыми объятиями?

- Представьте себе! Он ведь везде так делает: приезжает в тот или иной город и начинает расклеивать на стене какого-нибудь дома фотографии. Конечно, вокруг собираются люди. Он им дает записку, в которой говорится о его пробеге и Книге рекордов Гиннесса. Тогда же он просит помочь ему с деньгами - на покупку бензина.

- Кто же помогает в первую очередь?

- Прежде всего байкеры. Сообщество мотоциклистов невероятно сплоченно. И у них Ярец вызывает искреннюю симпатию. У местного дилера "Харлей Дэвидсон" мы собрали самую крупную сумму, которая позволила Владимиру продолжить путешествие. Но помогают нам не только мотоциклисты, а самые разные люди.

Без водительских прав по СССР, без языка - по всему миру (Краткая история минского байкера, рассказанная его коллегой из Америки)

"Мотоцикл, который выбрал Владимир Алексеевич Ярец, - "Ява-350" чехословацкого производства - мягко говоря, не лучшая машина для такого рода путешествий. Стикеры (этикетки) из разных стран и грязь, конечно, придают ей бойцовский вид. Пара пенопластовых коробок-холодильников Igloo по бокам мотоцикла играет роль баланса. Наверное, у русских так принято: мотоцикл Яреца - это победа функциональности над модой и внешним видом.

Свою мечту Владимир начал претворять в жизнь в 1967 году. Сначала он покорил СССР, доехав от Белоруссии до Магадана. Говорят, советская милиция не хотела давать ему водительские права, и тогда он поехал без прав. Вот бы нам в Америке такие порядки! Но когда он приехал в родной город с кипой вырезок из местных газет, в которых говорилось о его пробеге, права ему были выданы. Потом Владимир решил сделать перерыв и вернулся к своей мечте лишь в 2000 году. Он проехал почти всю Европу, потом прибыл в Марокко, оттуда на Канарские острова, потом прилетел в Венесуэлу, оттуда на остров Сент-Люсия и в Пуэрто-Рико. После этого направился на пароме в Доминиканскую Республику, проехал по Гаити, потом пересек всю Кубу, оттуда перелетел на Ямайку и после этого взял курс на Флориду. А затем у него был самый длинный маршрут - он проехал по всем штатам Америки, включая Гавайи и Аляску. Теперь ему для рекорда остается только побывать в Австралии и Азии".

(Виктор Ванчена, автор статьи в журнале "Ежемесячник мотоциклистов Миннесоты").

Трагедия в Иллинойсе

И все шло очень хорошо до тех пор, пока Владимир не попал в аварию на дороге штата Иллинойс. О том, как это случилось, "Известиям" весьма образно рассказывает в письме Джим Винтерер, сыгравший в спасении Яреца ключевую роль.

"В тот вечер у Владимира просто не было попутного ветра, которого мы желаем друг другу. Встречный грузовик подбросил его мотоцикл в воздух, как какую-нибудь овечку. Но попутный ветер привел на место происшествия и людей, которые помогли вернуть его к жизни. Владимир никогда не узнает, сколько их участвовало в его спасении. Если кому-то и суждено попасть под грузовик, то лучше всего это сделать в городе Пеория в штате Иллинойс (шутка). Я помню пожилую женщину из супермаркета "Уолл-Март", которая помогала мне и Рику Мартину (другой местный байкер) покупать Владимиру нижнее белье, чтобы он смог одеться во все свежее на День благодарения. В этом списке и хирург, который сращивал его поломанные кости (у Яреца было 29 переломов. - "Известия"), и Билл Каутц, дилер, который подарил Владимиру новенький мотоцикл BMW F650GS, на котором тот смог продолжить свой пробег, и Пол Клофенстайн, который приютил его у себя дома...

"Мы будем скучать по тебе, Влад"

Я позвонил Полу Клофенстайну как раз в тот момент, когда Владимир собирался в дорогу. В доме было множество людей, которые пришли попрощаться с глухонемым мотоциклистом, и среди них оказался другой наш соотечественник, Дмитрий Волков, переводчик. Он-то и помог мне взять короткое "интервью" у героя нашего рассказа. Через Дмитрия я передал Ярецу письмо с вопросами и просьбой прислать ответ по факсу в корпункт "Известий" в Вашингтоне. А между делом Дмитрий рассказал мне, как он обеспечивал перевод в то время, когда Ярец лежал в больнице.

- Это надо было снимать на камеру. Когда с Владимиром нужно было о чем-то договориться в палате (кроме него, там находилось еще трое), я писал ему на бумаге вопросы по-русски. Он их читал, а потом начинал общаться с одной американкой, которая знает язык глухонемых. А та уже "переводила" другому человеку на английский все, что он хотел передать руководству клиники.

- А кто оплатил пребывание Яреца в больнице?

- Насколько я понимаю, сама же больница. Ею ведает одна местная церковь, у которой есть особая программа - оплачивать все расходы больных, которые сами этого сделать не могут. Нашему другу очень повезло - в Америке не так-то просто найти такой госпиталь.

- Какой счет был выставлен за лечение?

- С учетом пребывания Владимира в больнице, его транспортировки на вертолете с места происшествия и периода реабилитации, во время которого за ним ухаживала медсестра, больше 200 тысяч долларов. Из них сам больной, разумеется, не заплатил ни цента.

Дмитрий передает трубку хозяину дома Полу Клофенстайну, к которому у меня также несколько вопросов:

- Сколько же времени гостил у вас Владимир?

- Два с половиной месяца. А что, дом у меня большой, четыре спальни. Дети взрослые, все разъехались по разным штатам. Здесь со мной только подружка Бетти и наша собака Агнес. Так что у Владимира была отдельная комната.

- И что вы ему сказали на прощание?

- Я написал, а Дмитрий перевел: "Бетти, Агнес и я будем долго помнить то время, которое мы провели вместе с тобой, Владимир. Мы были счастливы, что ты был нашим гостем".

Из письма в американскую газету "Wave": "Меня зовут Ларри Буркетт. Я живу в восточном Техасе. На прошлой неделе я встретил Владимира Яреца, о котором писала ваша газета 26 октября 2002 года. Я выходил из своего отеля и увидел мотоцикл "Ява", нагруженный всевозможными коробками и сумками. Я сразу понял, что его хозяин - тот самый русский. А потом я увидел его самого - он сидел на травке и чистил какие-то детали своей машины. Мы провели удивительный вечер, разговаривая с ним: я прекрасно понимал все его жесты. Он долго показывал мне свои фотографии, картинки и сувениры. Какая удивительная история у этого человека!"

ЕВГЕНИЙ БАЙ, ВАШИНГТОН

Источник: Известия.Ru
21 мая 2004 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь