Общество глухих

Эксперты считают необходимым развивать инклюзивное образование наряду с системой коррекционных школ

Участники общественных слушаний "Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: реализация или дискредитация?" считают, что в России необходимо развивать как инклюзивное образование, так и коррекционные школы для детей-инвалидов. Слушания, состоявшиеся в Госдуме 7 июня, были приурочены к годовщине ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов. Среди обсуждаемых вопросов – нормативно-правовая база развития инклюзивного образования, право родителей на выбор образовательного учреждения для ребенка, ранняя коррекционная помощь, коррекционные образовательные учреждения, инклюзивное образование инвалидов.

К участию были приглашены работники образовательных учреждений и организаций, руководители и специалисты, работающие в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения, представители профсоюзов работников образования, родители, лидеры и активисты правозащитных, инвалидных, родительских общественных объединений.

По словам первого заместителя председателя Комитета Госдумы по образованию, председателя Общероссийского общественного движения "Образование – для всех" Олега Смолина, родители детей-инвалидов отмечают две основные проблемы при доступе их детей к среднему образованию. Одни родители возмущены тем, что их детей ограничивают, не давая им обучаться в обычных школах вместе со здоровыми детьми, другие выражают недовольство тем, что количество специализированных и коррекционных школ сокращается и детям с ограниченными возможностями приходится учиться в обычных школах, в которых отсутствуют специальные образовательные условия.

По данным Министерства образования и науки, в России сейчас насчитывается 964 школы, в которых создана безбарьерная среда, где в полном объеме есть условия для инклюзивного образования детей с инвалидностью.

"Должна быть и система коррекционного образования, и инклюзивного обучения детей. Это право родителей выбрать, где будет учиться ребенок. К выбору образовательного маршрута нужно подходить индивидуально, учитывая особенности ребенка", – отметила консультант департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки Ирина Терехина.

Сотрудник Всероссийского центра уровня жизни Сергей Кавокин в ходе слушаний подчеркнул, что система образования для людей с ограниченными возможностями должна учитывать степень инвалидности таких людей.

"Многие считают инвалидов "однородной массой", не учитывая, что условно их можно подразделить на людей с сохранным умственным интеллектом и нарушенным интеллектом, - говорит Кавокин. - Скажите, как инвалидов с выраженным нарушением умственных способностей можно обучить в общеобразовательной среде, которая им предлагается? Как организовать обучение инвалидов с сохранным интеллектом, но с нарушением слуха и восприятия?" По его словам, инклюзивное образование должно быть дифференцированным для разных групп инвалидов, а совместное обучение детей с ограниченными возможностями и здоровых детей требует особой подготовки преподавателей.

Сергей Кавокин при этом выступает за расширение программы внедрения инклюзивного образования в стране, потому что образование – это средство последующего трудоустройства инвалидов. По статистике, приведенной экспертом, в России устраиваются на работу от 3,4 до 6,8% инвалидов, тогда как в Англии более 40%, указывает эксперт.

Директор Аналитического научно-методического центра "Развитие и коррекция" Всероссийского общества инвалидов Елена Худенко обратила внимание на проблему отсутствия для учителей и работников образования научно-методических материалов, которые позволили бы им организовать эффективное обучение детей-инвалидов, соответствующее их болезням. "Необходима четкая дифференциация: для детей с ДЦП одна программа образования, для слабовидящих – другая, для слабослышащих – третья, для людей с ментальными нарушениями – четвертая", – пояснила Елена Худенко.

На особых способах обучения детей с ограниченными возможностями заострили внимание и представители общественных организаций инвалидов. Эксперты считают, что развивая инклюзивное образование, нельзя забывать о коррекционных школах. В развитии нуждаются обе системы.

"Всероссийское общество глухих не отрицает инклюзию. Это хорошо для ребят, которые имеют остаточный слух, могут говорить. Если родители выбирают массовую школу, мы это приветствуем. Но нельзя инклюзию внедрить повсеместно, надо заниматься этим вопросом углубленно, создавать профессиональные кадры, не забывать о коррекционных школах, внедрять новые оценки методики качества образования в коррекционных школах", – сказал юрист Всероссийского общества глухих Максим Ларионов.

http://www.asi.org.ru

10 июня 2013 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 11.06.2013 08:23
Необходимо указать, что инвалиды по слуху проходят обучение школьного образования на несколько лет дольше (2-4 года). Это не дает возможность инвалидам по слуху учиться в массовых школа. Необходимо поднимать самые элементарные вопросы: обучение иностранного языка (своим родным языком плохо владеют). Как инвалиды по слуху будут будут осваивать иностранные языки в массовых школах? Для освоения многие предметов для них потребуются дополнительные часы. Если инвалид по слуху уже с детского сада обучали владению русским языком (письменным и устным), то есть их обучали с трехлетнего возраста. Необходимо остро поставить о сохранении отдельных школ для глухих. И разорвать все конвенции с ООН, которые непригодны к российским условиям. У нас Россия со своими проблемаи, а не Западная Европа и Америка,черт их все побрал.
Пользователь
Гость 11.06.2013 22:35
Согласен.А как глухие будут заниматься пением,танцами,редкими языками,китайским напр.А техника чтения,а диктанты,а логика и т.д?
Пользователь
Гость 15.06.2013 21:47
Моё мнение: инклюзия глухих в любой форме есть дискриминация прав природных (урождённых) глухонемых и глухих с детства.Родители глухих детей должны подойти к инклюзии ОТВЕТСТВЕННО!Инклюзия больше подходит для слабослышащих,которые не имеют официальных признаков инвалидности,и которые прекрасно говорят устной речью и успешно пользуются слуховым аппаратом в речевой среде.Метод чтения с губ в обществе слышащих (в массовых школах) неэффективен для большинства глухонемых и глухих,может повлечь неверное понимание говорящего,не даёт стопроцентной гарантии безошибочного восприятия устной речи в любой форме,в любой позе лица (без помады губ,при пышной бороде...).Я против инклюзии глухих!Владимир Гусев,глухонемой с детства,член Союза журналистов России,студент 4-го курса гуманитарного института
Пользователь
Гость 15.06.2013 22:01
Глухие-не инвалиды,а нормальные люди,которые имеют официальный статус Русского Жестового Языка (РЖЯ).Это национальное лингвистическое сообщество.Статус Глухих(да с большой буквы!)никак не стыкуется со статусом слышащих инвалидов(слепых,хромых,умалишенных,безруких и т.п.),потому что слышащие инвалиды прекрасно говорят,прекрасно воспринимают звуки.Никакие природные глухие не будут подстраиваться под слышащих,не будут жить по их культуре и говорить устной речью!У них свои исторические традиции,свой язык!Владимир Гусев
Пользователь
Гость 15.06.2013 22:12
В России на 2002 год было всего 167 корррекционных школ (22,4 тысяч учащихся глухих и слабослышащих).Ныне количество этих спецшкол резко сократилось!Число глухих и слабослышащих детей возросло непрерывно (в мире ежечасно рождается 9 глухих детей),но не все эти дети обучаются.Их всё возрастающая часть осталась не обученной,неграмотной.В СССР всеобщее среднее обучение подобной категории было обязательным,а ныне-уже ненужным!По всей России ликвидированы все вечерние школы глухой рабочей молодёжи для получения 15 классов.Ныне наименование "КОРРЕКЦИОННЫЕ" считаю пустопорожним.Его следует ликвидировать (упразднить).Разумно и просто возродить простые названия школ:"Специальная школа для глухих детей" и "Специальная школа для слабослышащих детей".Совместное обучение глухих и слабослышащих, мной расценено ,на мой взгляд, как великая ошибка нашего века.Если в каждом регионе глухих насчитываются очень мало,то было бы целесообразным создать межрегиональную или окружную (по типу федеральных округов) спецшколу для комплекта нужного количества детей,например,до 150 человек из нескольких близлежащих регионов (областей).Тоже самое и со спецшколами для слабослышащих детей.Не должно быть никакой инклюзии!Инклюзия глухих-это есть дисгармония,насилие над их официальным языком ЖЕСТОВЫМ!Почему?Все природные глухие от рождения и или с детства никогда не подстроились и не подстраиваются под слышащих.А зачем под слышащих?Ведь сообщество глухих имеет свою историческую культуру,своё историческое наследие,свой язык,свои обычаи,свои нравы,свои законы и считается чисто нацией, исключительно равноправной национальностью среди 190 народностей (наций) России.Поэтому интеграция глухих в общество слышащих на протяжении около 90 лет в России является пустым звуком,бессмыслицей.Слышащие чиновники (учёные,специалисты),напротив,должны интегрироваться в сообщество глухих (жестовиков) с одной целью изучать историю глухих,их традиции,их особый язык,их цивилизацию,их наследство.Нужно преобразить практически все "коррекционные" спецшколы для глухих в билингвистические гимназии для глухих детей во всей России.Это будет прогрессивный шаг в системе воспитания и обучения глухих детей по методу двуязычия.Владимир Гусев
Пользователь
Гость 15.06.2013 23:41
Думается,что необходимо пора преобразовать практически все коррекционные спецшколы для глухих детей России в билингвистические гимназии для глухих детей,где были бы полностью обеспечены все условия для всестороннего и полного воспитания и обучения детей и для развития культурного русского жестового языка,его эстетичности,его изящности,его чёткости и ясности,его литературности,его грамотности.Что касается коррекционных школ для слабослышащих детей,то мне представляется,что эти школы остаются по-прежнему специальными школами исключительно для слабослышащих детей или имеют право на преобразование их в какие-то особые гимназии или лицеи для этого контингента.Некоторые из слабослышащих детей по собственному желанию могут поступить в "глухие" билингвистические гимназии без ограничений и могут стать в будущем прекрасными переводчиками РЖЯ или их помощниками.В наши дни некоторые спецшколы для слабослышащих детей и спецшколы для глухих детей объединяются в одну общую школу с единой программой,с единым образовательным учебным процессом ,и это может явиться,на мой взгляд,неверным путём,заблуждением,просчётом в методах обучения.О чём говорит факт объединения только одних слабослышащих в Московское Общество? Менталитет слабослышащих в большинстве случаев разнится от менталитета глухих.Дефицит высококвалифицированных переводчиков (преподавателей ) РЖЯ ощущается во всех спецшколах для глухих детей и взрослых студентов ,приём слышащих абитуриентов из глухих семей в ВУЗы нужно вести,по-моему,без всяких вступительных экзаменов и при наличии полной коммуникации (полного владения всеми жестами) на личном собеседовании.Необходимо повсеместно по всей России возродить престиж и имидж переводчика РЖЯ,для этой цели они должны приравниваться к статусу переводчиков международных (иностранных) языков и к их оплате.Тогда будет возрастать их большая заинтересованность,появятся Всероссийская и Международная Ассоциации Переводчиков (Преподавателей) РЖЯ.Термин "сурдопереводчик" для спецшколы нужно упразднить ввиду его несоответствия статусу переводчика РЖЯ.В.Гусев
Пользователь
Гость 16.06.2013 08:31
Основная масса глухих родились в семьях слышащих родителей и считать детей слышащих родителей представителями какой-то отдельной нации (племени) просто глупо. Ваши топики только пугают слышащих родителей глухих детей. Только очень маленький процент людей, которые не имеют слуха (2%), остальные имеют разные потери слуха. Это что еще за глупость: глухие - не инвалиды, а нормальные люди, которые имеют официальный статус Русского Жестового Языка. Это лингвистическое сообщество". Все инвалиды по слуху зависимы от слышащих. Многие вопросы без слышащих не в состоянии решать даже самые простые бытовые вопросы. У глухих были традиции своего народа, традиции своих отцов и матерей. И хватит нам, Гусев, голову морочитью.
Пользователь
Гость 16.06.2013 16:43
Глухие-инвалиды по слуху.Это устаревшая научная установка,униженный термин.Глухие не будут подстраиваться под слышащих!А зачем?У глухих есть своя история,своё наследие!В России по-научному природных глухих и глухонемых существует не 2 %,а 0,1 % населения России.Вашу анонимность не ценю!
Пользователь
Гость 16.06.2013 18:56
Ты сам устаревший мамонт который морочит всем головы. Ты сам родился в семье слышащих,у тебя дети слышащие, а нам мозги пудришь, что глухие это отдельная нация. У тебя уже замыкание мозговой деятельности: "глухие - инвалиды по слуху. Это устаревшая научная установка, униженный термин." Инвалиды по слуху получают от государства пенсию, многие не в состоянии самостоятельно решать проблемы, и это только государство может решать наши проблемы и принимать соответствующие законодательные и нормативные документы,за которые надо бороться и доказывать, что мы тоже ЛЮДИ и являемся ЧЛЕНАМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА, а ты ,старый черт, всем голову пудришь. отдельная нация, отдельная культура... Глухие всегда буду зависимы от слышащих и всегда будут рады их помощи и сотрудничества.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь