Общество глухих

"Закон уже на нашей стороне"

Вчера в Экспоцентре, в рамках выставки «Интеграция. Жизнь. Общество» прошел круглый стол «Роль русского жестового языка в образовании глухих». В круглом столе приняли участие руководители ВОГ, педагоги, представители высших и средних учебных заведений.

Первое, что видишь, и что кажется непривычным - много красивых модно одетых молодых людей в инвалидных колясках, - участники и посетители выставки. Они свободно пермещаются, активно общаются. В павльонах высокотехнологичное оборудование, - инвалидные кресла, протезы, тренажеры, собаки-повадыри,можно встретить много фондов и организаций, специализированные СМИ. Все выглядит роскошно, инвалиды демонстрируют моду, выступают с эстрадными номерами, великолепная техника, на которой они перемещаются по Экспоцентру, вызывает чуть ли не зависть.

На долю минуты возникает иллюзия, что ты оказался не в России, а в процветающей Европе, еще не тронутой кризисом. «Надо же, как много инвалидов! - подумала я. - И какие они молодые и крепкие. Совсем не похоже на то, что представляешь, когда слышишь слово «инвалид».

Невольная авария, травма – и вот они уже на инвалидных колясках и мы уже не видим их в городе. Большую часть времени эти люди невидимы. О них, как и о жестовом языке, никто не знает.

В конференц-зале № 3 прошел круглый стол, организованный Всероссийским обществом глухих. Все тоже выглядело респектабельно. Хороший зал с большим количеством проекционного оборудования, плазменные экраны, микрофоны, колонки, много людей в аудитории, журналисты, фотографы и ощущение, что все это может иметь значение не только для определенной категории людей. Но, к сожалению, журналистов из внешних СМИ оказалось мало, - видимо, до сих пор их трудно завлечь таким узкоспециальным информационным поводом. Несмотря на принятие закона о статусе жестового языка, что такое РЖЯ и какова его роль в образовании, мало кому понятно и пока эта тема не на слуху. Еще более печалило отсутствие чиновников из системы образования, а ведь дискуссия именно с ними была бы особенно полезна и важна.

Докладчиков значилось 18 человек, и ведущему с трудом удавалось соблюдать регламент. Более четырех часов без перерыва продолжались выступления и обсуждения, и всякий раз мы успевали увидеть не все: не все заготовленные ролики, не все приготовленные слова. Казалось, круглый стол мог бы длиться неделю, и участникам все равно осталось бы, что сказать.

Председатель МГО ВОГ Владимир Базоев говорил о недостатке контроля за образованием глухих, за их грамотностью, сетовал на недостаток научных исследований и статистики, предлагал заняться созданием межведомственной рабочей группы для разработки концепции билингвистического образования глухих в России.

Кира Максимовна Ирисханова, профессор – директор центра по исследованию жестовых языков МГЛУ, рассказала о том, как в МГЛУ разработали единый методический алгоритм для обучения любому иностранному языку, сейчас же речь идет о том, чтобы приспособить этот алгоритм к жестовым языкам. Один их сложных моментов – это недостаток современных словарей ЖЯ, а также лингвистических исследований именно русского жестового языка, за этими исследованиями будущее.

Анна Анатольевна Комарова прочитала доклад об изменениях парадигм образования глухих с XVIII по XXI век. «Я знаю, вы всегда ругаете меня, что я использую слова «парадигма», к следующей конференции мы обязательно придумаем жест для этого слова».

Прозвучал ряд докладов об опыте билингвистического обучения глухих. Как все началось, знакомство с опытом иностранных коллег, заблуждения, открытия, первые победы – улучшившиеся результаты учащихся.

Преподаватель Надежда Чаушьян обращала внимание на важность младшего дошкольного образования, первые знания о языке закладываются до 3 лет. Преподаватель Антонина Шихова рассказала, как на ЖЯ идет обучение детей со множественными нарушениями развития.

Представитель МГТУ Баумана, А.Г. Станевский, рассказал о проблемах, с которыми столкнется их ВУЗ в свете нового закона об образовании. Одной из важных проблем является, что сопровождение глухих учащихся не прописано в образовательных программах, а новое подушевое финансирование не предполагает расходов на услуги переводчика ЖЯ. Следовательно, ВУЗ должен сам изыскивать средства. Это неправильно.

Александр Григорьевич призвал руководство ВОГ озаботиться составлением этих программ, в которых должны быть прописаны потребности глухих и слабослышащих студентов. Кроме того, Станевский обозначил важную проблему профессионального перевода. Та специфическая лексика, которая используется в лекциях МГТУ, по его словам, требует особой квалификации переводчика, а также наличие специального словаря ЖЯ, с которым студент к началу учебы должен быть знаком. Формирование словаря, спецподготовка переводчиков тоже должны стать частью образовательной программы сопровождения глухих в ВУЗах. Об этих программах необходимо задуматься ВОГ, так как чиновники из образования не принимают во внимание многие аспекты и не учитывают потребности глухих и слабослышащих студентов в бюджетах учебных заведений.

О необходимости законодательно регламентировать работу переводчиков ЖЯ был доклад Камневой Валентины Петровны из РГСУ. Переводчики-синхронисты работают по многу часов, получают копейки, при этом несут ответственность за получение студентами адекватной информации о предмете, от их понимания и способности грамотно интерпретировать зависит образование студентов. Но при таком графике работы очень сложно сохранять адекватность перевода. Переводчики хотят нормативные документы: сколько часов в день, сколько человек на одного переводчика, какие функции входят в работу переводчика (часто это полное сопровождение) и какие нормы оплаты (преподаватели получают почасовую оплату, переводчики сидят на копеечной ставке).

Неожиданно эмоционально выступил президент ВОГ Валерий Никитич Рухледев. Он сказал, что после той крупной победы, которую одержал ВОГ в борьбе за статус ЖЯ, нельзя расслабляться, и необходимо создавать рабочие группы из квалифицированных специалистов, чтобы они сформулировали предложения по разным нормативным актам, положения, рекомендации, инструкции. «Тогда, оставив все это в наследство детям, мы сможем умереть спокойно. Сейчас же нам нельзя успокаиваться, пока наши дети страдают...»

Гостья из Белоруссии, Димскис Лидия Сергеевна, рассказала о системе, которая реализована в Белоруссии. Как ни странно, она прогрессивнее и продуманнее российской. С 1989 года жестовый язык появился в белорусских школах, как факультатив. Сейчас ЖЯ является обязательным компонентом образования в Белоруссии, кроме того, ЖЯ изучается в академии МВД и в МЧС, проводятся курсы для сотрудников центов социального обслуживания населения. Специалистов по социальной работе обучают, чтобы они могли напрямую работать с населением, не через третье лицо, а сами.

Было еще несколько выступлений, но для всех не хватило места. По всему Экспоцентру уже звучало объявление: «Сегодня рабочий день выставки закончен». Когда я встала, дослушивая эмоциональное выступление учительницы о том, как много еще предстоит сделать, молодой человек, сотрудник экспоцентра, унес мой стул. Я познакомила журналиста из «Ведомостей» с представителями МГЛУ, так как круглый стол уже не попадал в номер их издания, а тема журналиста заинтересовала, он планирует сделать материал о первом экзамене по специальности переводчиков жестового языка. Так закончился этот насыщенный день.

Текст – Марина Потапова
Видео – Роман Парфенов
Фото, субтитры – Максим Прошкин

http://voginfo.ru

26 апреля 2013 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 27.04.2013 11:53
Действительно на их стороне.
А что делать инвалидам?
Пользователь
Гость 27.04.2013 16:13
Сидеть и ждать. Законов призванных защищать интересы инвалидов очень,и они приняты давно, но в большинстве своем они не исполняются.... И никто за это ответственность не несет....
Пользователь
Гость 27.04.2013 17:12
Если внимательно изучить все нормативные акты, которые существовали до принятия поправок к закону "Об инвалидах РФ", то можно сделать вывод, что данные действия носят популистический характер. Все давно было принято, а данные законодательные акты только подтверждают и дополняют старые нормативные акты, которые, как правильно указал гость, не действуют. Но факт остается фактом, образованность молодых инвалидов по слуху резко упало, ее грамотность вызывает только тревогу среди инвалидов, которые закончили советские школы глухих.
Пользователь
Гость 27.04.2013 18:41
Образованность не только инвалидов снизилась,но всё образование опущено к нулевому уровню.Скоро с баранами в шахматы будем играть на равных.
Пользователь
Гость 27.04.2013 23:16
Прошу понять меня правильно, но иногда удивляешься, когда вполне нормальные люди и чиновники, не вникая в суть дела проблем и психологии инвалида (особенно глухого), делают какие-то выводы по отношении к ним.... Это относится в первую очередь к образованию глухих..... В великому сожалению, любая мелочь для него проблема.....
Пользователь
Гость 28.04.2013 07:37
Главная проблема-чиновники и "рыночная"экономика.
Пользователь
Гость 28.04.2013 10:57
Лица, которые участвовали в данной конференции со стороны Всероссийского общества глухих вызывает с основной массы инвалидов по слуху недоверие. базоев- превратил МОГ ВОГ в собственную усадьбу, у него главным редактором работает МИША БЕРР. Следующего мы видим Логинова, юриста начальника отдела ЦП ВОГ и члена Правления МОГ ВОГ - в его словах больше фантазии и отсутствия реальности и действительной озабоченности об положении инвалидов по слуху. Чаушьян Н.А. - залезла в чужой огород, она преподаватель школы, а не сотрудник и не заведующий детским садом глухих детей. И ее предложения - это снова ее желание оказаться в центре событий. И наконец-то Рухледев, "глухонемой русский медведь", который развалил ВОГ. В самой фотографии мы видим и журналиста, учителя скандального главного редактора МОГ ВОГ МИШИ БЕРР, Паленного. Их выступления и предложения имеют стиль БЛА-БЛА-БЛА.
Пользователь
Гость 28.04.2013 11:56
Насчёт чужого огорода,прямо в цель.
"пусти козла в огород".
развалил не знаю,но распродал точно.
Пользователь
Гость 28.04.2013 23:02
Эта программа и состоит прежде всего из подготовки "специалистов" нужного уровня. И как только они будут готовы, им необходимы будут другие"средства", где они могли бы реализовать свои возможности.А это очень дорого, и без влияний извне не получится.
Пользователь
Гость 29.04.2013 07:17
Богатые просят денег для бедных потому,что аппетит к богатым приходит во время еды.
Пользователь
Гость 29.04.2013 08:13
РЖЯ -это техника передачи информации на русском языке инвалидам по слуху. Основная проблема заключается в том, что некоторые лица, в лице глухонемого журналиста из Астрахани, предлагает бредовые истории по ЖЯ. РЖЯ - это не лингвистический язык, это одна из новых форм русского языка: устный язык, письменный язык и вот вам и жестовый язык. Специалистов в России много, но ВОГ - это контора для своих и только для ограниченного круга своих старых друзей. Что и доказывает эта конференция.
Пользователь
Гость 29.04.2013 08:45
Представим такую ситуацию. Надо глухому написать письмо своему другу или подружке, а он кроме РЖЯ ничего не знает, не знает письменного, ибо ЦП ВОГ со своими эгоистическими, еще раз подчеркиваю эгоистическими интересами все перевернул о понятии русского языка и вообще языка любого государства верх наголову.
Пользователь
Гость 29.04.2013 10:16
Не ВОГ,а гуляй поле-батька Махно.
Анархия мать порядка!(Одесса-мама).
Пользователь
Гость 29.04.2013 16:23
"В самой фотографии мы видим и журналиста, учителя скандального главного редактора МОГ ВОГ МИШИ БЕРР, Паленного."

Где на фотографии Миша Берр? Мерещится вам везде этот Берр. Не слишком ли много чести везде про него писать?
Пользователь
Гость 29.04.2013 16:59
Гость 29.04.2013 16:23
Где на фотографии Миша Берр? Мерещится вам везде этот Берр. Не слишком ли много чести везде про него писать?

А где написано,что на фото сам Миша Берр? Сказано,на фото изображение Поленного, учителя скандального Берра. А это точно
Пользователь
Гость 29.04.2013 17:02
Оставьте Мишу в покое,он уже своей тени боится.
Пользователь
Гость 30.04.2013 00:28
Ну Миша, заварил ты кашу.....

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь