Общество глухих

Спецгруппы в ВУЗах – благо или зло?

Многие из неслышащих выпускников техникумов и колледжей успешно трудоустраиваются по своим специальностям. Те же, кто решает получить высшее образование, идут поступать в РГСУ, МПГУ, МГПИ, РГУФК и т.д. Выбор этих учебных заведений не случаен - ведь там существуют спецгруппы для инвалидов по слуху. Но в последние годы актуальность спецгрупп в гуманитарных университетах, на мой взгляд, уже потеряла свое значение.

Сразу отмечу, что вопрос о спецгруппах в технических ВУЗах я оставляю за рамками этой статьи, так как ситуация в них в силу ряда причин лучше, чем в гуманитарных университетах. В последние глухих принимают фактически без конкурса, даже откровенно слабых. Многих выпускников школ-интернатов, которые, скажем прямо, совсем не дружат с русским языком, все равно берут и пытаются обучать гуманитарным профессиям, где без грамотности никак не обойтись! Какое тут может быть качество образования!

Неудивительно, что участились случаи, когда студенты, которых «тянули» все годы обучения, при трудоустройстве получают отказ. Чего же еще ожидать от работодателей?! Ведь, если они впервые столкнутся с подобными выпускниками, то в дальнейшем отделы кадров, исходя из печального опыта, дадут от ворот поворот толковым глухим выпускникам того же университета.

Зададимся вопросом: не оказывает ли система спецгрупп медвежью услугу неслышащим студентам?

Яркий пример - спецгруппы в одном известном педагогическом университете. В эти группы в последнее время поступают студенты из других городов. Поступают они ради общежития, с мыслью закрепиться, удачно выйти замуж или найти работу в Москве. Выходит, что многие иногородние студенты учатся в этом университете не для того, чтобы получить качественное педагогическое образование. В итоге на работу по специальности устраиваются 2-3 человека из выпуска. Да и те с трудом находят работу: не секрет, что в спецшколах Москвы, за небольшим исключением, существует негласное правило: не брать преподавателей с отсутствием слуха! Получается, что высшее образование, полученное в рамках спецгруппы в нашем педагогическом ВУЗе, никому не нужно - ни школам, ни самим выпускникам.

Не лучше ситуация и в спецгруппах другого, социального, университета. Рядом с добросовестными студентами здесь «получают образование» молодые парни и девушки, демонстрирующие расхлябанность и наплевательское отношение к учебе. Мне известен случай, когда один студент «забил» на весь семестр и прошел при этом на следующий курс благодаря тому, что его друзья-однокурсники сдавали за него зачеты, рефераты и даже... экзамены. Такие случаи наносят сильный удар по имиджу сообщества глухих. Репутации глухих как толковых студентов, а далее и работников, наносится непоправимый ущерб.

Ради справедливости отметим, что существуют и факты, свидетельствующие в пользу спецгрупп. Так, из МГАФК, РГУФК и ГСИИ выходят сильные выпускники, которые вырастают в серьезных и знающих специфику своего дела работников. Радует, что есть ВУЗы, которые строго следят за качеством образования.

Так нужны ли спецгруппы в гуманитарных университетах? И почему туда берут слабых и недостаточно подготовленных абитуриентов? Кто ответствен за этот, прямо скажем, беспредел? Печально, что ответственные лица некоторых ВУЗов подходят к качеству образования в спецгруппах неслышащих формально. Они отчитываются так: «Мы обучаем глухих студентов, чтобы они получили высшее образование. Вот видите, как мы заботимся об инвалидах по слуху, интегрируем их в общество, даем им «нужное» образование». Какой смысл в таком подходе к обучению профессии, если выпускники все равно не будут востребованы?!

Разве трудно, при отсутствии нужного количества неслышащих абитуриентов, отменить на год обучение в рамках спецгруппы и перевести немногих прошедших экзамены студентов в обычную «здоровую» группу, на общих основаниях? Многие уверенные в себе глухие и слабослышащие уже учатся в группах наравне со слышащими студентами и справляются с учебой весьма успешно. Тем более, если набирается 5-6 глухих студентов, то несложно «выбить» сурдопереводчика. Такой подход - это шанс для глухого или слабослышащего реально получить качественное образование.

Мне кажется, что у неслышащих абитуриентов должен быть выбор - идти в спецгруппу или учиться «в массе». Очевидно, что при подобной системе неслышащий студент сможет поступить практически в любой ВУЗ.


Геннадий Тихенко

20 октября 2012 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 20.10.2012 14:10
Спецгруппы нужны преподавателям типа mamы prepoda. За это получают дополнительные денюжки "за вредность на производстве". А что ты хотел, наивный?
Пользователь
Гость 20.10.2012 19:15
14:10
+ 100 %
Пользователь
Гость 20.10.2012 22:17
Эге-ге!Об этом говорила еще несколько лет назад Соловейчик Лена на молодежном форуме. Тогда "спустили" тему. А Соловей возмущалась еще тем, что 7 лет учатся "дети". Я за нее двумя руками! Есть мало толковых ребят - их мало, но ЕСТЬ!!!!! Им выделить переводчика! Стыд и срам за лоботрясов - у них нелады с грамматикой,математикой, физикой и еще Бог с чем. Двух слов связать не могут, а метят в Бауманский. Не стыдно ли самим преподавателям за качество обучения? Или им по барабану, ведь денежки-то капают им, ИМ-ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ. Как же упускать лакомый кусочек? Высвободившиеся деньги пошли бы во благо именно тем толковым ребятам.
Пользователь
Гость 21.10.2012 18:27
Да! Давно пора навести порядок в вопросе набора глухих и слабослышащих в ВУЗы! Никаких поблажек для них, пусть берут текх, кто способен наравне со слышащими пройти весь курс ВУЗов! А малограмотных людей в рабочие массы! А то они просто мешают способным учащимся учиться наравне со слышащими. Сам по себе знаю!
Пользователь
Гость 21.10.2012 22:34
Я считаю,что ребятам с нарушением слуха для них же самих лучше учится вместе со слышащими. Пусть это будут 5-6 человек в группе, но это будут те, кто действительно способен получить высшее обраование, которое поможет им найти достойную работу, а не выпустится 30 человек, которые вообще ни о чём.И переводчику будет намного легче работать с такой группой, которой это действительно надо, а не ломаться на всех впустую.
Пользователь
Гость 22.10.2012 18:09
Идиоты,рубите сук, на котором сами и сидите.
Пользователь
Гость 22.10.2012 18:50
гостю от 18:09
Кто идиот? Не случаем эту запись оставил сам автор этой статьи? Эта тема не нова, были бурные обсуждения несколько лет назад в форуме. Никто здесь из комментаторов не защищает систему, которую поддерживают лица из особенно педагогических кузниц кадров. Увы, эти ответственные лица отдуваются за глухих и за образование, искажая реальное положение послешкольного образования глухих, на уровне Департамента образования Москвы и Министерства образования. Их доминирующая цель: изобразить видимость своей якобы полезности, создать или/и cохранить свое рабочее место. Это способ их выживания в этом мире, их хлеб, их смысл жизни. Пусть автор как благородный Дон Кихот с копьем на кляче побежит бороться против спрута в высших учебных заведениях со спецгруппами.
Пользователь
Гость 22.10.2012 20:23
Хорошо, что эта тема вызвала такую реакцию.
Чем чаще об этом говорить будете, тогда и в тех кругах заинтересуются данной проблемой, ибо это хлеб для них. А учителя... Им приходится иметь дело с тем материалом, что имеют. Данный материал, читай, школьников получают из детского сада. Вот именно в нем проблема!
Пользователь
Гость 22.10.2012 22:23
Гость 22.10.2012 18:50
Верно! Но этим титулованным преподам все равно не понять, о чем речь ведется. С этим что-то нужно делать. Но кто???
Пользователь
Гость 23.10.2012 09:41
А кто мешает умным абитуриентам поступать на общих основаниях? Что то не видно, чтоб глухие сдавали ЕГЭ.Лоботрясов конечно хватает, но если мы их сейчас выбросим на улицу,страшно будет ходить по вечерам домой.Представьте себе, что из лоботрясов получаются хорошие специалисты.Просто наши ребята поздно взрослеют,а вы предлагаете их выбросить.Говорите дополнительные денюжки -школы,вузы ,где учатся глухие имеют самую маленькую зарплату по сравнению с массовым образованием, а колледжи вообще не получают надбавку.Поэтому не надо смотреть в чужой карман,если не владеете ситуацией.Дискуссия - это хорошо, но неосторожным словом можно сломать всё.И так науку дефектологию сводят на нет, а восстанавливать очень сложно.
Пользователь
Гость 23.10.2012 11:11
Гость 09:41
Завралась через каждое предложение. Слов нет.
Пользователь
Гость 29.10.2012 20:57
11.11 Слов нет так и заткнись.с хамами нет желания общаться.Больше эта тема меня не интересует.Всем досвидания

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь