Публикации

Газета "Комсомольская правда": статья "В СТРАНЕ ГЛУХИХ Я НАУЧИЛАСЬ СЛУШАТЬ" вызвала резонанс на форуме ДН...Здесь можно ознакомиться с её содержанием.

В стране глухих я научилась слушать
Наш корреспондент два дня прожила среди слабослышащих. Вернулась в редакцию молчаливая и задумчивая

В фильме «Страна глухих» Чулпан Хаматова играет подругу глухонемой Яи. Настоящие «тихие» этот фильм не принимают.



Вваливаюсь в гримерку Дома актера. Восемь жующих лиц отрываются от бутербродов и протыкают взглядами.

- Это Юля, - сообщает Михаил Симаков.

(- Ю-л-я. - Одна из девочек копирует его движение губ и быстро передает остальным на пальцах.) - Между собой они не будут называть вас по имени. Это сложно показывать по буквам. Они придумывают прозвища. Я, например, Режиссер.

Через пару часов узнаю, что меня прозвали Рыжей.

Симаков руководит вторым курсом театрального отделения специализированного института искусств. Курсом восьми неслышащих артистов, с которыми мне предстоит провести пару дней.

- Когда мне предложили вести у них актерское мастерство, я сначала подумал: «Ну этого еще не хватало!» - говорит Михаил Петрович. - Это совсем другие студенты. В отличие от слышащих очень благодарные. Они умеют распознавать людей. Примут - значит, на всю жизнь. Не примут - не пробьешься.



Дассена и Челентано можно «петь» руками

В зале тоскует жюри, набирающее финал конкурса актерской песни имени Андрея Миронова. Главный - Караченцов. На сцене как раз дает «петуха» очередная претендентка. Дайте разобраться, у кого здесь нет слуха?! «Стоп. Спасибо. Следующий», - чеканит председатель.

Следующие - «наши». Сижу и борюсь с жалостью. Ну как слабослышащие могут исполнять актерскую песню? И это рядом с сорока пятью голосистыми участниками из лучших театральных вузов. Включают фонограмму «Салю» Джо Дассена, и на сцену выплывает томно-романтичный Максим. Его руки взлетают вверх и обнимают зал. Кисти от сердца - ввысь, пальцы не поспевают друг за другом...

Томимся на лестнице в ожидании заключения жюри. Максим, Женя и Оля яростно жестикулируют между собой. Я выпадаю из разговора и только слежу за сумасшедше красивыми изгибами пальцев.

Каждый из восьмерых говорит и немного слышит со слуховым аппаратом. В общении этом есть нечто, после чего моментально переходишь на «ты». Приближаем друг к другу лица - глаза в глаза. Мне пристально смотрят на губы - читают. Отвечают надрывными голосами, обрывочными фразами. Никакой витиеватости - только самое ценное, чтобы понять друг друга. Со слышащими такого не получится. Мы можем говорить, жевать и смотреть телевизор одновременно. Привыкли блюсти личную дистанцию в 50 сантиметров и пудрить друг другу мозги сложными предложениями. Чтобы прослыть воспитанными и умными.

В финал вышли семеро. Из них двое - наши. Всего у них было четыре номера. Мне хочется броситься их обнимать, но натыкаюсь на грустные физиономии. Может, им неправильно перевели?

Финалист Лешка сокрушается больше всех: «Я думал, что всех возьмут. Оля с Настей так здорово «Хаву нагилу» сделали, а Женька - Челентано».

- В позапрошлом году из нашего института ребята тоже здесь выступали, - вздыхает преподаватель Ирина Гиндзберг. - Заняли почти все призовые места. Хотели дать первое, но Караченцов сказал: «Если мы и первое место дадим глухим, то всех остальных, получается, разгонять надо?»

Они пишут на животе: «Я тебя люблю!»

- Без аппарата совсем ничего не слышу, - вздыхает Оля. - В полтора года заболела ОРЗ, и уже 20 лет в тишине. Но если бы взрослой потеряла слух, точно с ума сошла бы.

Оля из тех людей, которые моментально нравятся всем и навсегда. В первые пять минут знакомства получаю приглашение в гости и обещание сходить вместе на дискотеку.

- Есть дискотека для глухих? - брякаю я удивленно.

- Есть. Но я хожу на обычные. Там музыка громко играет. И потом, мы чувствуем вибрацию, видим светомузыку.

- Как ты там знакомишься? Ну... со слышащими парнями.

- Стесняюсь. Показываю, что не слышу, они сразу уходят. Я знаю только одну пару, где слышащий и глухонемая. Но они уже развелись.

- Не обижают тебя?

- Слышащие? Бывает. На рынке к одной продавщице подошла и спрашиваю: «Сколько стоит это?» Она что-то буркнула под нос. Я переспросила еще три раза. Та как начала кричать. О-ой! С нами сложно, наверное.

Идем в общежитие отмечать победу. Умудряемся шагать и смотреть в лицо друг друга одновременно.

- А в темноте с любимым ты как-нибудь разговариваешь? Ведь пальцев и губ не видно.

- Кожей. Он пишет мне пальцем на животе: «Я тебя люблю!»

Общежитие - грубо скроенная старая пятиэтажка. В каждой комнате - по четыре человека. Одна душевая на здание. В общем, так же, как в большинстве общаг, даже с разгуливающими по коридору вьетнамцами. Из восьми человек курса семеро - приезжие. Стипендия с пенсией - полторы тысячи рублей.

- Ты же мужик, - говорю Лешке. - Можешь еще заработать.

- Где работать? Нас не берут.

- А где бы хотел?

- В офисе, к примеру. Глухие лучше бы работали. Нормальные встретились: бла-бла-бла - и контракт. А глухой бы сто раз все бумажки проверил, в глаза бы клиенту посмотрел. Только институтов для глухих в стране почти нет. После нашего можно пойти только в Театр мимики и жеста, но он же не резиновый.

На холодильнике замечаю крошечный телевизор. Как они его слушают?

- Врубаем на полную мощность, пока соседи снизу не прибегут, - объясняет Леша. - А тихо - ничего не понять. Ведущие говорят с закрытым ртом.

Я - глухая

Неторопливо топаю по дорожке. Сзади надрывается огромный грузовик. Пять минут назад он просто сопел мне в спину, потом дзинькнул для острастки, затем дал два протяжных гудка и, наконец, заревел как раненый слон.

- Ты, блин, глухая, что ли?! - орет мне вслед водила. - Уйди с дороги!

- Да, глухая, - киваю про себя.

Притворяться глухонемой совсем не то, что ею быть. И рассуждать о преимуществах можно, только имея выбор. Но все же...

Семь часов утра. С вечера не смогла настроить будильник сотового телефона на вибросигнал. Решила держать его всю ночь в руке. Проснулась раньше времени в холодном поту и с мыслью, что проспала.

8.00. Включаю телевизор без звука. По СТС сериал из жизни юных ведьм: личики, минимум действий - ничего не потеряла. По МТV поют «татушки»: интересно, на каком языке? Плюс тридцать минут, и отсутствие мусора в голове.

8.15. Вхожу в автобус. Кислые лица, взгляды уперты в окна, молчание. Безмолвно протягиваю деньги кондуктору, безмолвно получаю билет.

8.50. Толпа в вагоне метро. Собираюсь выходить, стучу впереди стоящую девушку по спине, показываю пальцем на дверь: выходите, мол? Та поводит плечами - ей явно неприятно прикосновение незнакомки, - отворачивается: «Да!» Делаю вид, что не поняла, повторяю процедуру. «Да, выхожу!!!»

9.00. «Пе-ре-ход! Там - налево и в пе-ре-ход», - машет руками гаишник на улице 1905 года, показывая, как добраться по адресу, написанному на бумажке.

12.00. Покупаю перчатки в торговом центре. Отчаянно жестикулирую. Продавщица старается делать «нормальное лицо» и старательно проявляет вежливость. «Нет, таких нет, - орет. - В другом отделе посмотрите». Немолодой блондинке из «другого отдела» понадобилась секунда для того, чтобы подавить в глазах жалость. Потом она вывалила на прилавок все, что есть, и, рассыпавшись в искренних любезностях, протянула ценники.

12.30. Центральный офис Общества глухих. Крошечная комнатушка при входе завалена книжками - Маринина, Дашкова, Акунин. Среди стопок нахожу слабослышащего вахтера Николая. От его жилетки тянется массивная цепь к ключу в сейфе. Желающим спереть деньги придется прихватить и Николая. На мою просьбу продать пособие по жестовой речи вытаскивает всю литературу из жизни глухонемых: словари, ежемесячный журнал «В едином строю», два номера газеты «Тихие вести». Последний выпуск от сентября прошлого года.

- Закрылась редакция, деньги закончились, - объясняет Николай. - А глухие ведь на части разрывают все, что написано про них. Это (показывает на книжки) ерунда. Почти не покупают. О-чень ма-ло читают.

- А фильмы какие смотрят? - спрашиваю. - И как смотрят?

Озираясь, Николай достает из-под полы журнал «прихода-расхода». В нем названия 37 фильмов. Раньше в городе была фирма, которая «делала» кино для глухонемых. То есть припечатывала к кадрам через компьютер бегущую строку. Держали ее «свои». Потом в глухонемой мафии (существование которой неслышащие не отрицают) случился передел собственности. Кое-кого постреляли, и фирмы не стало вовсе. Теперь фильмы делают человек пять слабослышащих. Они же их и распространяют. Тайно.

- «Вирус» - фильм ужасов, «Звездные войны» - боевик... Один русский фильм - «Сибирский цирюльник» и всего две комедии?!

- Глухие любят боевики и ужасы, - вздыхает Николай. - Мелодрамы и русские картины - нет. Психология, наверное, такая. И недостаток образования. Многие пьянствовать начинают. Воровать. Я как-то на рынке был. Объявляют: «Случилась кража. Берегите сумки». Тут же замечаю нескольких глухонемых. Объясняют друг дружке, как лучше вытащить кошелек.

14.00. В метро перелистываю купленные у Николая журналы. «Прошел пленум Общества глухих...»; «В Марокко глухих мальчиков и девочек учат в раздельных классах...»; «Добились 5 - 7-минутного сурдоперевода «Новостей»...»; «Баскетбольный клуб глухих «Метеор»... Рубрика «Рука и сердце»: «Познакомлюсь только с глухим из семьи слышащих...» Неужели глухих волнуют только они сами?

- Девушка! - наклоняется ко мне улыбчивый сосед справа. - Скажите... (Показываю, что не слышу.) А... - пропадает улыбка. - Извините. (Но ведь нас, похоже, тоже не интересуют глухие.)

15.00. Дискотека «У Герасима». Это даже не клуб, а оформленный светомузыкой и сценой холл ДК ЗИЛ. Держат его неслышащие. В обычные дни там работает просто бар для студентов. У стойки слабослышащий Илья. По губам читает плохо, переговаривается письменно.

- Танцы? Несколько раз в месяц здесь идут. Людей мало.

- А слышащих пускаете?

- Только тех, кто понимает. Плохих - нет. Однажды драка была. Глухая девушка попросила несколько раз поставить вальс. А ди-джей был слышащий. «Отстань», - говорит и ударил. Но глухие быстро тогда разобрались.

У Ильи личная трагедия. Его девушка заняла первое место на конкурсе для глухонемых красавиц - «Мисс Тихая Россия». Организаторы обещали отправить ее в Прагу, а потом послали вторую финалистку. Девушка обижается - Илья страдает:

- Со слышащей так бы не поступили.

Женька жалуется преподавателю Ирине Гиндзберг: у него стащили в общаге слуховой аппарат. И это накануне финала конкурса имени Андрея Миронова. Она пишет от его имени заявление в Комитет здравоохранения. У неслышащих проблема с грамматикой - многие теряются в окончаниях слов.

- Чем жалостливее напишешь, тем больше вероятность, что дадут, - говорит Ирина.

Аппараты тихим бесплатно выдают раз в четыре года и только по месту прописки. У единственной москвички в группе он купленный - за 30 тысяч рублей.

Мы «посылаем подальше» на одном языке

Учу жесты. Например, ладони от губ к сердцу - «любовь». Никогда не думала, что у меня такие деревянные пальцы!

- А как, например, послать подальше? - спрашиваю у своих актеров.

- Ты бы как послала? (Потупив глаза, ищу нужный палец.) Ну и вот.

- Как вообще вы все это выучили?!

- Ведь и ты не сразу заговорила, когда ребенком была. Потом тебе рассказывали, как говорить правильно. А нам объясняли, как показывать.

- Это в неслышащих семьях так, - объясняет один из преподавателей. - У нормальных родителей глухому ребенку сложнее. Они создают свой язык жестов, на котором им потом труднее общаться со своими. А в школах стараются развивать слух и речь ребенка, на жестах с ним преподаватели не говорят. После интерната дети идут в вечерние школы, училища, даже институты. В последних отделений для глухонемых действительно мало - в Москве я знаю всего три вуза. Государство приучает инвалидов к потребительскому образу жизни. Взрослые и пожилые глухонемые давно привыкли к тому, что власти им должны. Должны дать одежду, должны вкрутить лампочку. Не надо кормить хлебом, научите его зарабатывать.

23.00. Лежу на диване, листаю журнал. Любимый сидит рядом и щелкает пультом. Нахожу забавный пустяк, читаю вслух. В ответ - молчание. Подбираюсь близко-близко, заглядываю в глаза и вижу в них отражение телевизора.

P.S. Ребятам со второго курса специализированного института искусств очень нужна поддержка меценатов. Они нуждаются в средствах на постановку спектакля, а кроме того, готовы выступить со своими удивительными номерами в клубах.


Юлия ШАЛИМОВА

газета "Комсомольская правда" от 14.04.2003
16 апреля 2003 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь