Step-by-step

Показаны последние 20 сообщений.

Пользователь
Валентина 11-01-2003 18:10
А между прочим, благодаря Недоумевающему вы теперь можете получить представление о той обстановке, в которой я работаю :) Ведь те же самые вопросы приходят в голову многим! И этих "многих" невозможно послать, как Недоумевающего, в архив форума. Объяснять некогда, да многим и не нужны объяснения - подобные вопросы обычно звучат риторически и естественным их продолжением является отрицание положительного результата. Но если результат очевиден, то... Правильно, он достигнут благодаря чему-то другому :)
Этой осенью мне пришлось принимать участие в работе так называемых "круглых столов" по проблемам детей-инвалидов. То есть общаться с чиновниками из мэрии, из соцзащиты, управления образования и т.д. Я высказала своё мнение о классе для слабослышащих: ребята не имеют навыков письменной речи, "обучение" их школьным предметам сводится, главным образом, к тому, что они переписывают куски текста из учебников в тетради, не понимая смысла этих текстов. "Высокое начальство" стало возражать: нет-нет, это раньше так было, а в этом году в школу приехал новый сурдопедагог, теперь всё иначе, у детей (старших) резко поднялся уровень знания языка. Я, конечно, рада, что изменение уровня заметили - не зря мы год бились :-)) Даст бог, и у младших через годок-другой уровень "резко" повысится, если руки не опустим...
Но сегодняшнее родительское собрание мне, как бы поточнее сказать, оптимизма не прибавило. Такое впечатление, что родители готовят пути к отступлению: всё сетовали, как трудно и вообще невозможно глухим устроиться на работу, что никто с ними и разговаривать не станет... Пришлось жёстко возвращать их в реальность: о какой работе вы говорите?.. Сначала пусть дети овладеют необходимым коммуникативным средством (письменная речь), пусть получат необходимый минимум знаний и хоть какую-нибудь специальность, а потом начнём права качать - кого и почему не приняли на работу. Логика нытья прозрачна: зачем мучиться (заниматься с ребёнком дома), если всё равно у него нет никаких перспектив у нас в городе?.. Вот такое направление принял наш разговор после того, как я стала настойчиво выпытывать, всё ли они делают дома, как я их просила.
Ну, что-то я на этот раз загрузила вас "фоновыми" проблемами - с подачи Недоумевающего :) Уточню, что эти проблемы были с самого начала, и наличие их серьёзного влияния на мои намерения и действия не оказывает.
Пользователь
Валентина 11-01-2003 18:12
Спасибо, Amber.
Пользователь
Шустря 16-01-2003 01:37
Простите,наверняка, уже опоздала со своим мнением, но речь забыть невозможно, даже если будешь лапками махать все время...
На учебе, дома я всегда голосом общаюсь, а когда с друзьями- то с глухими- только жесты, со слабосл-все вместе.
Так что вы,Валентина еще как правы!!!
И не забудет она речь, это стопроцентно!!(сужу по себе и многим моим друзьям из массовки)тем более она(Алина) слабослышащая...
Пользователь
Валентина 16-01-2003 09:08
Шустря, вы не очень-то и опоздали со своим мнением, поскольку мама Алины на родительском собрании отсутствовала. Для всех, кто был, я зачитала ответы из форума, а ей, когда придёт, прочитаю всё персонально, с вашим дополнением :)
Позавчера я побывала в Нижневартовской школе для глухих и слабослышащих (это 90 км от нашего города). С этой школой дружат наши ребята, их туда по праздникам приглашают, и они имеют возможность хоть иногда пообщаться вволю "в своём кругу". У детей из этой школы хорошо поставлена устная речь, и именно о такой школе мечтают родители наших глухих ребят. Тем более что дети там находятся с утра до 6 вечера, домой приезжают только отдыхать, и никаких требований к родителям по части того, что надо дома с детьми заниматься, не предъявляется. Я давно хотела познакомиться с преподавателями и с детьми из этой школы и не думала, что могут возникнуть какие-то проблемы с её посещением. Но когда мама Кости и Максима позвонила туда, чтоб договориться о моём приезде, ей открытым текстом сказали, что они против этого, что может быть как-нибудь на праздниках... Наверно, я должна была обидеться и отказаться от своего намерения, но мне, наоборот, стало жутко любопытно: почему это я не могу запросто зайти туда поговорить минут 30, пусть не с детьми, но хотя бы с учителями?.. Ведь могу же я зайти таким образом в обычную массовую школу, и никто меня не выгонит. И я поехала. Естественно, меня сразу спросили: "Разве вам не перезвонили, чтобы вы не приезжали?" Я сказала, что мне всё передали, и постаралась их успокоить, объяснить, что ничего плохого наша встреча никому не сулит :) Они согласились ответить на мои вопросы (их у меня было заготовлено 25), но отвечали очень скованно и не совсем правдиво - как будто я агент ГУО :) Чуть позже, когда 2 из них ушли и осталась только одна преподаваетльница (методист), я вернулась к некоторым вопросам и получила другие ответы. Например, меня интересовало, адаптируют ли они каким-то образом программу средней школы для своих детей. Первый ответ был типа "как можно! дети получают обычный аттестат, они должны знать то же, что и ученики обычных школ". Второй ответ был: "Кое-что выбрасываем, конечно..." Для меня второй ответ показатель того, что учителю не безразлично, поняли дети материал или нет.
Вопросы о навыках письменной речи у детей им были не особенно приятны. А мне просто хотелось знать, каковы эти навыки у "самых-самых" ребят. В частности, есть ли среди нет такие, которые читают художественную литературу. Ответ - нет.
В общем, побывала, несмотря на... :)
Как жаль, что в школе нет доступа к Интернету. Говорят, планируется. Тогда наши дети смогут общаться в чате и аське с их детьми, это будет классно! :)
Пользователь
Валентина 16-01-2003 09:59
Вчера был забавный случай. Мама одного из ребят с ДЦП была у нас в клубе, когда вдруг заявились Максим и Егор (глухие ребята из новеньких) - не по расписанию. Со стороны всё выглядело так: прибежали возбуждённые дети, начали что-то показывать мне руками, я в ответ тоже начала что-то изображать, сказав при этом слово "Томск". Мальчишки понимающе закивали головами и ушли. Присутствующая мама удивилась: "О чём вы говорили? Я ничего не поняла!" Я рассказала, что днём раньше они привели с собой ещё одного глухого мальчика, который хочет тоже к нам присоединиться, и сегодня пришли узнать, разрешила я ему ходить сюда или нет. Я им ответила, что сегодня приходил папа того мальчика (кстати, первый глухой родитель, которого я увидела здесь, в Стрежевом), и я узнала, что мальчик здесь только на каникулах, что он учится в томском интернате. Поэтому я не беру его к нам. На маму мой ответ произвёл сильное впечатление: "Вы же не знаете жесты, как вы им это всё объяснили??" Да, я использовала всего 2 жеста ("папа" и "сегодня"), и слово Томск, остальное - пантомима, но мы прекрасно поняли друг друга. Пантомима - великая вещь :)
Кстати, у кого есть время, посетите, плиз, страничку Бориса (это о его маме я написала):
http://iclub.sibintek.ru/members/boris_ka/index.htm
Пользователь
юджин 16-01-2003 11:06
Насчет Алины хочу сказать немного подробнее. Действительно, жесты в некоторых местах имеют отрицательные последствия. Например, жесты "выключают" голос, и это не нравится слышащим родителям. Да, чем больше жестового общения с себе подобными, тем хуже становится произношение, есть много таких случаев. Конечно, не настолько сильно произношение падает, но заметна разница. Если еще и учесть, что слышащие родители ориентированы прежде всего на голос, произношение, устную речь - для них это символ "нормальности" - то неудивительно беспокойство мамы Алины. Но жесты в мире глухих играют существенную, точнее - главную роль, и с этим надо считаться. Поэтому для мамы Алины лучше было бы найти некую золотую середину, некий баланс, чтобы и овцы были целы, и волки сыты. Второе отрицательное явление - жесты "мешают" усвоению словесного языка. Это относится только к маленьким глухим детям, которые еще не впитали дух словесного языка. Всем известно, что на изучение незнакомого языка переносятся навыки и представления, связанные с родным языком. Поэтому желателен "чистый лист" - чтобы сурдопедагогам не возиться с дополнительными препятствиями в виде менталитета жестового языка. Ну а тем, у кого словесный язык сформирован - например, Алина, - изучение ЖЯ не приведёт к регрессу, это совершенно исключено. Наоборот, расширит горизонты мира. Итак, значит, жесты вредят голосу в любом возрасте (для гл. и сл.сл.) и затрудняют обучение словесному у гл. детей. Но это не значит, что жесты надо с корнем вырывать и сжигать на кострах инквизиции. В сурдопедагогике нет одного готового ответа на все проблемы глухих. сурдопедагогика - палка о двух концах, типа "и хочется, и колется". Сурдопедагогика - это нахождение компромисса, золотой середины. А та золотая середина для каждого гл. ребенка - индивидуальна. Вот такие пироги.
Пользователь
юджин 16-01-2003 11:33
Интересно было прочитать о посещении Нижневартовской школы. Я не предполагал, что на первом месте окажется "защита чести и мундира" в школе. А дети - дело десятое, получается. Если администрация ушла в глухую оборону, то и начинающему сыщику ясно, что им есть что скрывать. Жаль, что Вам, Валентина, не удалось набрать нужных впечатлений.
Пользователь
Валентина 16-01-2003 11:55
Юджин, я думаю, такая странная реакция школьной администрации на мой приезд объясняется тем, что школа не имеет нормальных деловых контаков с другими школами и людьми, а все визиты в школу (за исключением визитов ребят и родителей из Стрежевого) связаны с проверками. Я спрашивала, приходилось ли им участвовать в каких-либо конференциях и тому подобных мероприятиях по обмену опытом - говорят, нет, не приходилось, нет денег на командировки. Соответственно, и у них никто из коллег не бывает. А тут я... :))
Мне кажется, что школа, в общем, неплохая, хотя и не такая идеальная, как представляется стрежевчанам.
Пользователь
Валентина 31-01-2003 21:14
Сегодня выяснилось, что у всех 7 ребят из класса для слабослышащих (то есть и у Кости с Максимом, и у Кристины, и у младших) в личных делах стоит диагноз ЗПР!... Родители в панике. Никто не знает, когда и кто и на основании чего поставил диагноз. В понедельник пойдут к врачам разбираться...
Пользователь
Первопроходец 31-01-2003 22:05
Раз девушке 18 лет и до этого у нее была только речевая база, то разговаривать она уже ни при каких обстоятельствах не разучится. Была бы постояння практика. Она же не в джунглях живет. Жестовая речь ей только плотнее войти в круг неслышащих и приобрести новых друзей, а не изолирует и не заставит чувствовать себя белой вороной.Изучают же люди иностранный язык. А то и несколько. И родную речь не забывают. Жестовый язые - как второй язык. А иностранный или родной.....
Пользователь
Первопроходец 01-02-2003 12:28
ВАЛЕНТИНЕ.
Вот, Валя, если могу так обратиться, прочитал о странном отношении родителей Ваших ребятишек к ним и расстроился. Странно все это. Они что, не любят своих детей? И не желают им добра? И не думают об их будущем?
Я сам потерял слух в детстве. И мои родители меня не забросили. Приохотили к чтению, много со мной занимались. Круг интересов, если можно так выразиться, постоянно расширяли. Сделали для меня все, что могли. Ну и школа, конечно, многое дала. Педагоги у нас были замечательные. Перед ними всеми мне на колени сейчас надо встать.
А этот подход: вау, они не слышат, работы все равно не будет, зачем шевелиться тогда… нехорошо все это пахнет. Это, как «я тебя породил, я тебя и убью». Такой подход из нормальных ребятишек, которые всего лишь не слышат, сделает «маугли». А они в человеческом обществе не выживают.
А пусть родители этих ребятишек оглянутся вокруг. Они, родители, ведь не вечны. А их детям предстоит одним идти по дорогам жизни. И насколько их к этому хорошо подготовят – настолько у них удачно и сложится все. Мы ведь сейчас не в благодатные социалистические времена живем, когда государство хоть какие-то гарантии для инвалидов давало и работой их железно обеспечивало. Сейчас капитализм. И законы волчьи. На Востоке в таких случаях говорят «Сам себя выручай, сирота». Им надо постараться образование как можно более лучшее для ваших условий дать, помочь подготовиться к общению, жизни и труду в мире слышащих. Другого Мира, другой Планеты для них не будет. Никогда. А там, глядишь, и работу они найдут, и, может, объединятся, сплотятся и какой-нибудь промысел или дело, мастерскую свою организуют, коли им финансово и организационно помогут хотя бы те же родители для начала. В Москве я несколько таких примеров знаю, вплоть до торговли, хотя, казалось бы, куда глухому торговать…и однако, как то справились ребята!!!.
А коли это все оставить, как есть, то что, их детям потом с протянутой рукой по миру идти, не умея выговорить двух слов, даже для того, чтобы милостыню выпросит?. Скажете, слишком жестоко звучит? Но увы, это наша реальность.
Вот, написал, как мог. Нужно, не нужно…. Но, может, прочтете этим родителям мнение неслышащего с весьма приличным стажем и это их как-то встряхнет и простите за грубость, мозги прочистит.
Желаю вам успехов.
Пользователь
Валентина 01-02-2003 14:04
Первопроходцу:
Спасибо Вам за понимание. Я действительно прочту то, что Вы написали, родителям на следующем родительском собрании.
Хочу только уточнить, что по-настоящему неблагополучная семья лишь одна. Паренёк из этой семьи за свои 15 лет видел мало хорошего - тут в самом деле задаёшься вопросом, любят ли его, и ответ напрашивается неутешительный.
В других семьях относятся к детям с любовью, но, как я читала где-то в архивах форума, их любят, примерно как котят :( Напрягаться изо всех сил, чтоб наладить полноценное общение с ребёнком, они оказались не готовы. И слишком, СЛИШКОМ надеялись на школу. Даже сейчас, когда уже всё ясно, что зря надеялись, они всё равно винят государство и эту же школу, а не себя. Тут ещё пример Нижневартовска перед глазами... Они в один голос твердят, что там детьми занимается только школа, детей привозят вечером (после 18.00) домой лишь для отдыха. Наши родители бывают на праздничных мероприятиях в той школе и не раз слышали, что школа всё берёт на себя. Хотя в разговоре со мной нижневартовские учителя и не отрицали, что те дети, с которыми ещё и дома занимаются, более успешны и продвинуты, родителям успехи детей преподносятся как успехи школы. Вот они и ругают государство и местную власть за то, что у нас не делается так, как у соседей. Мои аргументы о главенствующей роли родителей в развитии кругозора детей и обучении их письменной речи они не опровергают вслух, но...
Однако же положительный процесс пошёл, несмотря на сетования о нехватке времени и т.п. Жаль, не так активно, как хотелось бы, но пошёл.
Пользователь
Первопроходец 01-02-2003 20:40
Валентине.
Помнится, когда я учился, наши класруки устраивали родительские собрания. И намыливали головы мама и папам в том плане, что надо как можно больше заниматься с детьми. Активность моих родителей после таких собраний значительно возрастала к моему великому огорчению (улыбаюсь). Неужто сейчас по-другому?
По-моему ясно, что школа на 100% и даже на 50% семью не заменит. Даже супер-школа. За примерами далеко ходить не надо. Дети из детдома и дети из семей – кто лучше в массе своей основной к жизни подготовлен? Бесспорно, вторые. Кто научит ребенка жить, общаться, привьет ему уверенность в себе, избавит от неизбежных комплексов по поводу отсутствия слуха и т.д. и т.п. Да только мама с папой. Школьная программа стандартна. Глубоко индивидуальной она не может быть. А неслышащий ребенок куда более индивидуален, чем его сверстники - слышащие. Потому, что у него значительно меньше возможностей для познания мира, он частично отрезан от него, он отсутствием слуха отсечен от звуковой части жизни, в том числе и в эмоциональном плане. Как школа ему это восполнит???? Чтобы быть на уровне, такому ребенку надо значительно больше читать, заниматься, чем его сверстникам. Ему надо какое-то представление дать о музыке, ритмике (что вы и делаете). У нас в младших классах, я помню, был такой предмет обязательный – ритмика. Нас учили двигаться, танцевать, чувствовать музыку буквально нутром, если слух подводил.
Наконец, кто с ним будет так много разговаривать, приучать считывать с губ (а это умение надо начинать развивать с как можно более раннего возраста). Это задача семьи, а не школы. Даже странно, что такие вещи приходится вбивать кому-то в головы. Конечно, это все делать нелегко, подчас даже тяжело. Но зато результат… Куда проще плыть по течению. Жаль того мальчишку. И представляю, как Вам тяжело.
Пользователь
Mina 10-03-2005 07:18
Здравствуйте.
Может я не по адресу , но вдруг вы мне сможете подсказать. У подругу сын глухой с ДЦП и она попросила поискать в инете что-нибудь , а может быть какие нибудь рефераты на тему: РАЗВИТИЕ (ОБУЧЕНИЕ)ПРОИЗНОШЕНИЯ У ГЛУХИХ ДЕТЕЙ С ДЦП. мОЖНО ПРОСТО У ГЛУХИХ ДЕТЕЙ или наоборот У ДЕТЕЙ С ДЦП.
Буду благодарна.
Пользователь
Shantra 10-03-2005 11:10
Вообще-то инфы в Инете не так много по этой теме. Есть неплохая вещь Корсунская Б.Д.
Воспитание глухого ребенка в семье. Это КЛАССИКА! М., “Педагогика”, 1970. 192 с. с илл. Очень советую ознакомиться!
http://www.ise.iip.net/almanah/books/korsunskaya/003.htm
Здесь содержание этой книги. Каждую главу можно посмотреть. Успехов!

Пользователь
Светлана 10-03-2005 11:21
Мина, загляни на мои странички. Там много ссылок, может найдешь что-нибудь полезное
http://melen-svetlana.narod.ru
Пользователь
Светлана 10-03-2005 11:59
Shantra, в этой книге есть такие слова "Если остатки слуха у ребенка таковы, что не позволяют ему самостоятельно в процессе общения со взрослыми хотя бы в какой-то степени накапливать словарь (понимать слова и искаженно произносить их), то такому ребенку необходимо посещать детский сад для глухих детей.", с которыми я не согласна. Это приговор ребенку. Мой сын до 9 лет пользовался только тем словарем,который дала ему я, пусть даже это включало и те слова, которые содержались вна кассетах, которые он смотрел ежедневно не менее 1,5 часов. Ни одного незнакомого слова не было воспринято с одного или двух раз, минимум - 10. Но сейчас он говорит, как обычный юноша, не глухонемой.
Пользователь
Светлана 10-03-2005 12:11
Вообщем, может я немного эмоционально высказалась, книга-то хорошая, полезная. Но все же надо двигаться вперед...
Пользователь
Shantra 10-03-2005 12:28
Светлана, не стоит спешить с выводами! Книга написана в 1970-м году. И в то время еще не было других вариантов. И Корсунская - права в данном контексте, иначе ребенка упустили бы. Только, работая с сурдопедагогом( с специалистом), можно было бы добиться результатов. Леонгард только-только начинала свою деятельность... Это сейчас много вариантов у родителей есть. И у всех вариантов свои плюсы и свои минусы. А почему же Вы, Светлана, считаете "глухой" детский сад - приговор ребенку? Здесь, на форуме, очень много ребят прошли через такой сад и прерасны адаптированы...
Пользователь
Shantra 10-03-2005 12:59
Хотя и тогда были альтернативные варианты. Я про 50-60-е годы ХХ века. По крайней мере, я встречал одного глухого более старшего поколения, родители которого не отдали его ни в детсад для глухих, ни в школу для глухих. Учился вроде бы в обычной школе, но индивидуально занимался, по его словам, с Ф.Ф. Рау. Может и легенда - не знаю. Но мужик адаптирован классно. Жестов не знает, с губ считывает отлично, говорит достаточно хорошо.

Добавить ответ

  • Войти
© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь